Правильные отношения ученика и учителя

Учителя, к сожалению, всячески выделяют свой актив: вспомните классные родительские собрания, где с похвалой назывались одни ученики и с осуждением – другие. Лидерам, «центровым», «основным» многое сходит с рук, и тоже при попустительстве старших. Это рождало у «активистов» ощущение своей безнаказанности. Не отсюда ли берут начало безответственность, неуважение к людям, хамство, готовность сокрушить на своем пути все, что мешает возвыситься и самоутвердиться, пробиться к намеченной цели – в престижный вуз, на выгодную работу? Сколько же очень способных юношей и девушек приводило к жизненному и моральному краху непомерно развитое самомнение! Но будем откровенны: разве мы, учителя, не несем ответственность за то, что многие молодые люди, заняв высокие посты, оказались бюрократами, бездушными чинушами, опасными властолюбцами? Не в школе ли мы проглядели признаки этих социальных заболеваний?!

Я повторяла и буду повторять: пусть ни у одного учителя не поднимется рука зачислять ребенка в «пассив», особенно если это происходит за счет возвеличивания и восхваления других. В школе, в классе все основные, все главные! Но чтобы было так, и только так, учителю придется много и упорно поработать.

Одна из причин пассивности ученика – перегрузка. Наибольший вред ее нравственный, хотя и здоровью ребенка она приносит немало вреда. Непосильный груз занятий и заданий снижает интерес к учебе, вызывает усталость, апатию, медлительность, порой отчаяние: «Все равно ничего не получается! Уж такой я неспособный...» Не все ребята могут соображать быстро, не все бойко вскидывают руки: «Я уже решил!» Другому надо семь раз отмерить, прежде чем записать окончательный ответ. Но минуты неумолимы, а учитель все взвинчивает и убыстряет темп, чтобы уложить в рамки урока намеченный – и порой огромный – материал.

Иной ребенок теряет нить объяснения, мучительно пытается ухватить что-то из рассказа преподавателя, потом, окончательно запутавшись, безнадежно вздыхает и рассеянно смотрит по сторонам. Вот тут-то учителю и заметить бы его растерянность, поспешить на помощь, но время не ждет.

Дома ученик чаще всего слышит требовательное «Садись за уроки!». Ему хочется взяться за карандаш – нарисовать в альбоме удивительно красивую бабочку, что увидел по дороге домой. Ему необходимо подумать над той задачей, что не успел решить в школе, а родители торопят: «Смотри, сколько заданий на завтра. Сейчас же за стол!» Ребенок садится за стол, открывает тетрадь, а мысли блуждают где-то далеко-далеко...

В классном журнале у такого ученика чаще всего тройки. И они отнюдь не повышают интерес к учебе. А отношение педагогов к ученикам определяется прежде всего хорошими оценками. Вот и попадает ребенок в разряд бесперспективных, в тот самый пресловутый «пассив». И никто не замечает, что у школьника несомненная тяга к рисованию, что все последние страницы тетрадей испещрены выразительными набросками с натуры – ручкой, карандашом. А если учитель и замечает, то лишь для того, чтобы сделать замечание: «Веди тетрадь аккуратно!»

Привлеки классный руководитель такого ученика к оформлению класса, стенной газеты, «Молнии», может, многое бы изменилось в его школьной судьбе. Или вообще – в судьбе... Но учителю часто некогда задуматься, у него нет времени, чтобы войти в круг интересов и способностей каждого ученика, у него масса дел – и все срочные. Выручают его все те же «основные» – безотказные, деловые, всегда готовые поднять руку: я оформлю газету! Стенд! «Молнию»! Их не надо искать, открывать, угадывать, они сами заявляют о себе – громко и требовательно. Но ведь не каждый может так... Потому за порогом активности, за чертой интересной, творческой деятельности остаются скромные, робкие, те, чьи способности так и не раскрылись в стенах школы.


Полезное чтиво:
Создание лекторской группы важно для каждого
Доверие в отношениях класса и учительницы
Людмила Васильевна и ученики
Успех школьного концерта
Холод на улицах города
Как нашла себя Людмила
Работа Моховой с ребятами в северной школе