Привить интерес к поэзии у старшеклассников

На Север, в Беломорье, наряду с методичками я привезла связку поэтических сборников. Они мне здорово пригодились как в учебной работе, так и в воспитательской... Вообще стихами можно многого добиться. Они скорее входят в ум и сердце ребенка, чем наисерьезнейшие наши беседы. Мудро предвидел Белинский, сказав, что по поэтическим творениям можно «образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство...»

...Именно эта вера в облагораживающую силу искусства сроднила меня, словесника, с преподавательницей химии Людмилой Васильевной Моховой. В 60-е гг. были в почете физики, и мои ученики относились к поэзии с некоторым скептицизмом. Да и преподаватели точных наук так загружали старшеклассников задачами повышенной сложности, что у них порой не оставалось времени для чтения. Я считал своим долгом приобщить к поэзии всех учащихся. Каждый урок начинал с поэтических «пятиминуток». Лаконично, выразительно, интересно ученик рассказывал о творчестве любимого поэта. Так постепенно школьники открывали для себя все «новых» и «новых» поэтов. Наибольший интерес к поэзии проявлял класс, в котором классным руководителем была Людмила Васильевна. Ее ученики готовы были вести разговор о стихах и на переменах, и после уроков, и на читательских конференциях. Их выступления всегда отличались самостоятельными, личностными оценками творчества поэтов, особенно проникновенным чтением стихотворений. Слушая выступления этих школьников, я невольно вспоминал слова Некрасова: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».

Воспитанники Моховой очень живо откликались на мои предложения. Разговор о Маяковском мы начали с чтения его стихотворений. Каждый учащийся должен был выучить по своему выбору одно стихотворение. Выбор, сделанный классом Л. В. Моховой, поразил разнообразием, «нехристоматийностью». Стихотворения раскрывали сложный внутренний мир старшеклассников, их мысли, чувства, планы, мечты.

Мы часто устраивали встречи старшеклассников с питерскими поэтами, и на них всегда была Людмила Васильевна Мохова в окружении

своих воспитанников. «Для меня эти часы настоящий праздник. – как-то призналась она. – После них прибавляются силы, лучше работается. Учителю, мне думается, не стоит замыкаться в своем предмете, в кругу только своих узкоспециальных интересов. И учеников надо готовить к жизни людьми разносторонними...»

Я много раз убеждался, что дружба с поэзией благотворно сказывалась на духовном развитии учеников Л. В. Моховой. Их отличали большая эрудиция, культура речи, глубокое понимание прекрасного. Постоянное общение с искусством делало учащихся отзывчивее, внимательнее к людям, друг к другу. Ни в одном классе не была развита так взаимовыручка и взаимопомощь, как в классе Людмилы Васильевны.

Искренняя любовь учительницы и ее учеников к литературе помогала им создавать интересные музыкально-поэтические композиции, с которыми старшеклассники выступали перед просмотровыми комиссиями, чтобы получить разрешение на концерты для массового слушателя. И отзывы всегда были восторженными: «Превосходно! На профессиональном уровне...» На эти похвалы Л. В. Мохова отвечала: «Ну какие же мы профессионалы... Просто ребята и поют, и читают стихи от души! Совесть подсказывает, что не только брать, но и отдавать надо. Нести людям добро!» Так, по велению сердца и совести в классах Людмилы Васильевны только за последние десять лет были созданы следующие композиции: «Никто не забыт, ничто не забыто!» (ко Дню Победы), «Во имя мира и свободы!» (о подвиге наших воинов-освободителей – к поездке в Польшу), «С чего начинается Родина?», «Великий сын России» (к 275-летию со дня рождения М. В. Ломоносова), «Под путеводной звездой». Я слышал выступление старшеклассников в ЦП КО на Кировских островах. Видел, как были до слез взволнованы фронтовики-ветераны, пришедшие в Парк культуры в День Победы. Сидевший рядом со мной полковник с орденами и медалями во всю грудь сказал одобрительно: «Молодцы! С такими ребятами я бы пошел в разведку. И посмотрите – какие ладные, подтянутые».

Действительно, для участников концертов и вообще для всех учеников Л. В. Моховой стало обязательным: выступать в безукоризненно чистой, отутюженной школьной форме. Это началось с памятной поездки в Польшу. «Помните всегда и везде, что вы – дети, вы – питерские школьники! – сказала тогда в напутствие Людмила Васильевна своим воспитанникам. – Высоко держите звание питерца, берегите честь родного города». Дав свыше сотни концертов в различных аудиториях, питомцы Моховой ни разу не подвели свою наставницу.

Примечательно, что, когда бы ни встретился с бывшими воспитанниками Людмилы Васильевны, через пять ли, через десять ли лет после окончания школы, все они сохраняют привязанность к искусству, много читают, всегда в курсе театральных новинок, участвуют в художественной самодеятельности.


Полезное чтиво:
На уроках Моховой было всегда интересно
Доклады юных химиков
Взаимоотношения учителя и воспитанников
Всегда важна поддержка
Особенности метода Людмилы Васильевны
Методическая находка – обобщающие конспекты
Письма благодарных учеников