Программы Моховой по курсу химии

В апреле – защита работ. Традиционная научно-практическая конференция собирает представительную аудиторию. Оппонентами юных химиков выступают видные специалисты, профессора и преподаватели питерских вузов. Подтянутыми, нарядными, взволнованными поднимаются старшеклассники на кафедру. Каждому хочется успешно защитить свою тему, четко ответить на все, подчас каверзные, вопросы, не подвести Людмилу Васильевну. Ребята видят ее – тоже нарядную – и от ободряющей улыбки наставницы становятся смелее и увереннее: если Людмила Васильевна рядом, все будет в порядке.

Обстоятельно и толково докладывают они о своих расчетах, опытах, наблюдениях, выкладках и выводах. Авторитетное жюри отмечает практическое значение разработанных тем, особенно по охране окружающей среды.

С наиболее интересными докладами питомцы Моховой ежегодно выступают на Всесоюзной конференции Химического общества им. Д. И. Менделеева.

С открытием педагогического класса у ребят появилось много нового и интересного: психология и педагогика, этика и история искусства, методика работы... Но по-прежнему на факультативе Людмилы Васильевны нет ни одного свободного места в кабинете. Нет отбоя от желающих стать членом клуба «Юный химик». И ничего удивительного в том, что многие будущие педагоги хотят стать чаще всего именно учителями химии. У них перед глазами пример верности и преданности своей нелегкой профессии – их любимая учительница Людмила Васильевна Мохова.

Тяготение к новому, интерес ко всему, что появляется в современной методике, – характерные черты Моховой. Но она никогда не спешит оперативно использовать чей-то опыт, а творчески осмысливает его, проверяет на практике.

Будущие историки скажут: эволюция в образовании началась в 60-е гг. XX в. – так академик А. Берг, один из инициаторов программированного обучения в нашей стране, охарактеризовал разительные перемены, которые произошли в современной школе.

Много лет назад учителя нашей школы впервые применили в обучении программирование. В числе энтузиастов новой методики была Людмила Васильевна Мохова. Метод программирования привлек её прежде всего потому, что позволял включить в диалог «учитель – учение» весь класс. Мохову всегда беспокоило, что, когда один ученик отвечает у доски, остальные школьники вынужденно бездействуют. Прерывается взаимосвязь класса и педагога. При этом призывы к учащимся типа: «Слушайте внимательно! Дополняйте!» – бывают малоэффективны. Мнение Л. В. Моховой о недостаточно полном использовании учебного времени подтвердилось, когда она прочитала в одной из книг, что оптимальный процесс обучения в школе требует, чтобы каждый ученик на уроке учителю послал до трехсот сигналов обратной связи. Но на практике учителя, как правило, довольствуются одним сигналом или общей контрольной, результаты которой ученик видит через неделю.

Людмила Васильевна начала составлять программы по курсу химии, используя в работе машину «Наука» и устройство «Диск». Приготовила много шаблонов и разработала более 100 заданий по разным темам, предназначенных для изучения нового материала и контроля за качеством его усвоения. Задания получились удачными. Они понравились и учащимся, и преподавателям химии, которые с интересом посещали уроки Л. В. Моховой.

Верная своему принципу – делиться опытом с другими, Людмила Васильевна постаралась творчески осмыслить, обобщить сделанное, и в 1966 г. в журнале «Химия в школе» (№ 4) появилась ее статья «Элементы программирования на уроках химии». Но вскоре учительница поняла, что машины для опроса несовершенны, и решила перейти на безмашинное программирование. Если некоторые из коллег поспешили вернуться к традиционным, проверенным формам контроля, то Мохова стремилась прежде всего пробуждать мысль учащихся, воспитывать у них любознательность, смекалку, активность. Она продолжала работу по совершенствованию программ. В течение полутора лет подготовила 500 оригинальных заданий по многим темам школьного курса химии, которые передала в кабинет передового опыта института усовершенствования учителей. Этими заданиями преподаватели химии пользовались довольно долго.

Когда перед школой встала задача – обучить учащихся компьютерной грамотности, Людмила Васильевна не колеблясь ввела в учебный процесс информатику. Всех своих юных химиков она водила в вычислительный центр, где специалисты по ЭВМ знакомили ребят с чудо-техникой. Она запомнила слова одного из инженеров: «Уже сейчас ощущается нехватка наладчиков станков с числовым программным управлением, программистов... Не забывайте об этом в своих беседах со школьниками».


Полезное чтиво:
Деятельность общества «Юный химик»
Разные типы программ по химии
Удачные работы юных химиков
Изучая педагогический опыт Моховой
В музее великого учёного-химика Менделеева
Читая письма Менделеева
В музее Ломоносова