Работа Моховой с ребятами в северной школе

Много доброго и светлого связано в судьбе Моховой с островной северной школой. «Там я держала свой главный экзамен», – призналась как-то она.

В крохотной комнатке было тепло и уютно. Зимой, когда мороз заворачивал за сорок, весело трещали в печурке аккуратно наколотые чурки.

Дрова заготавливала сама: нравилось поразмяться после долгого сидения над книгами и тетрадями. Сразу же по приезде директор обратился с просьбой:

– Выручайте, голубушка! Организуйте хор. Специалиста не дали – нет полной нагрузки. Ребят же обделять музыкой нельзя. А вы сможете их заинтересовать...

– Почему это вы так решили?

– Глаз поморский, зоркий. В такую даль ноты и пластинки человек зря везти не будет.

Вскоре Людмила Васильевна поняла, что учитель на острове – и агитатор, и пропагандист, и лектор, и советчик по всем вопросам. С тех пор у Л. В. Моховой появилась привычка держать себя в состоянии «боевой готовности». Любимое мамино словечко «надо!» стало и ее девизом. Надо организовать драматический кружок – и Л. В. Мохова пишет пьесу о школьной жизни, допоздна репетирует с мальчишками и девчонками. Надо провести беседу с рыбаками – идет на баркасе в море.

А сколько таких «надо!» было каждый день! Но главной заботой оставались уроки. Подготовка к ним была настоящей головоломкой. Ведь надо и старое вспомнить, и новое объяснить, и лабораторную работу провести. Обо всем этом хорошо сказано в институтских лекциях, но одного не учтено: больше года ребята не занимались химией, все позабыли. Вот и приходилось думать, как наверстать упущенное, как не отстать по программе, как дать прочные практические навыки.

Уже тогда у Л. В. Моховой возникла мысль: самое важное – основное - записывать заранее на доске. Чтобы видели, понимали, запоминали, чтобы формула или реакция всегда стояла перед глазами. А урок начинала с необычного, чтобы у ребят дух захватило от восхищения, а затем уже переходила к объяснению нового учебного материала. Приборы и реактивы к опытам подготавливала накануне: на уроке нельзя терять ни минуты. Надо предстать перед учениками волшебницей, чтобы им самим захотелось овладеть тайнами чародейной науки – химии.

Вначале волновало, что коллеги чуть ли не ежедневно приходили на ее уроки. Но когда и на свои стали охотно приглашать, поняла: здесь принято делиться друг с другом всем интересным. С той поры и привыкла считать каждый свой урок «открытым. С благодарностью воспринимала молодая учительница замечания и советы старших товарищей. Сразу поняла: ребят нельзя перегружать домашними заданиями, учебный материал они должны усваивать на уроке, особенно старшеклассники: ведь они в семье – опора, все хозяйство на них. Во многих семьях отцы на фронте погибли, вот и приходится ребятам во всем помогать матерям.

Людмила Васильевна готовила вечер занимательной химии. Каждый из учеников получил конкретное задание – показать на вечере «чудеса». Ну кто же откажется от такого предложения! Подготовкой «чудес» увлеклись все, даже самые пассивные ученики класса. Малообщительного Петю Н. Л. В. Мохова попросила:

– Помоги показать опыт с изменением окраски раствора, который будет получаться то красный, то синий, то желтый... Но секрета никому не раскрывай: пусть ребята сами определят, в чем его суть.

Петя помог поставить опыт, потом все чаще стал задерживаться в кабинете химии. У него были умелые руки, и Людмила Васильевна поручала мальчику изготовление самих сложных приборов. На смотре юных техников школа заняла третье место в области, а Петя был награжден памятным подарком – привез из Архангельска книгу о жизни и деятельности своего великого земляка – Михаила Васильевича Ломоносова.


Полезное чтиво:
Любовь к поэзии
Привить интерес к поэзии у старшеклассников
На уроках Моховой было всегда интересно
Доклады юных химиков
Взаимоотношения учителя и воспитанников
Всегда важна поддержка
Особенности метода Людмилы Васильевны