Разговор с родителями одной ученицы

Долго еще будет жить в сердцах питерских ребят эхо той северной поездки. Старательные художники школьного музея уже оформили стенд «На родине Ломоносова». Переплетены и легли в витрину сочинения о встречах в Беломорье, где «наперекор метели сын народа дорогою бессмертия шагал».

Пишут школьникам за Невскую заставу их сверстники из Архангельска, из Холмогор, из села Ломоносово, с острова на Северной Двине.

У клуба «Юный химик» новые увлекательные планы. Впереди очень важные маршруты – знакомство с крупнейшими предприятиями химической промышленности России и братских республик, с последними достижениями современной химической науки.

Своеобразную разведку Людмила Васильевна уже сделала: побывала в Тюмени, где выступала с рассказом о своем опыте работы перед учителями и города и области. И вот уже в адрес школы приходят письма из Уренгоя, из Надыма, из Сургута и других районов: воспитанников Моховой приглашают приехать в северный край, чтобы воочию увидеть, получше узнать удивительную страну Тюмению.

Впереди новые маршруты, новые уроки познания жизни страны, труда народа... Классный руководитель, воспитатель – это трижды призвание: по сердцу, по уму, по постоянству. Воспитывать не любя – значит калечить детские души, судьбы. Но воспитание – это и наука, и искусство: нужны знания, умения, талант. Воспитательство – это высшая степень человековедения. Можно овладеть в совершенстве всеми методическими приемами, но, если не постигнешь душу ребенка, все усилия затратишь напрасно. Преподавателем можно стать и на год. Воспитателем становятся на всю жизнь. Л. В. Мохова по призванию – Воспитатель! Много лет она ведет старшие классы. Велика ответственность классного руководителя: быть рядом со старшеклассниками другом, наставником, советчиком. И нести эту ответственность без права на ошибку, ибо ему доверены человеческие судьбы.

...Людмила Васильевна заметила: с Володей происходит что-то неладное. Обычно веселый, общительный, юноша стал неразговорчивым, замкнутым, сторонился друзей. Мохова попросила его задержаться после уроков: «Что случилось, Володя?»

Ученик хотел отделаться шуткой: «Все в порядке! Все нормально!» Но не смог. Рассказал обо всем начистоту...

Играли в футбол. Мяч попал в велосипед, стоявший у дерева. Володя только направился к нему – поднять, как из подъезда вышел разгневанный мужчина и с грубой бранью обрушился на юношу. Он стал обвинять его родителей: «Пропадают невесть где, бросили сына без присмотра, вот и растет хулиган».

Володя действительно нередко оставался один, так как отец уезжал в командировки, а мать из-за порока сердца часто ложилась в больницу. Но семья была дружная, и родители во всем полагались на сына: «Уже взрослый!» Володя старался оправдывать их доверие: учился на совесть, следил за порядком в доме, ходил в магазин за продуктами, готовил себе обед.

Мужчина продолжал кричать оскорбления в адрес Володиных родителей, надвигаясь на юношу грудью, и девятиклассник, не сдержавшись, оттолкнул его. Мужчина отшатнулся, зацепился за корягу и упал, ударившись о скамейку. Среди набежавших жильцов нашлись «свидетели», которые встали на сторону мужчины. Написали заявление в милицию.

– Приходил участковый, – горько заключил юноша. – Теперь вот повесткой вызывают. А мне завтра к матери в больницу надо...

Учительница хорошо понимала состояние своего ученика, когда он поддался внезапному гневу. Конечно, до конца она его не оправдывала: надо учиться держать себя в руках. Но какими же надо быть нечуткими, чтобы не разобраться в мотивах поступка юноши, который заступился за честь родителей.

– Отчего же ты не объяснил участковому, как и почему все произошло? – спросила Людмила Васильевна.

Володя молчал, упрямо сдвинув брови.

Мохова хотела повторить вопрос, но, взглянув в лицо ученика, поняла: Володя не хотел пересказывать все плохое, несправедливое, что касалось родителей.

– Мы пойдем в милицию вместе, – решительно сказала она. Мысленно перекроила завтрашний день. Ранее намеченные дела – «на потом»... Главное – вовремя помочь Володе. Мешкать нельзя, если решается судьба ученика, его доброго имени.

– В сто раз было бы хуже, если бы он равнодушно выслушал грязные наветы, – горячо сказала учительница начальнику отделения. – И не стоит опять делать юноше больно. Он и так глубоко переживает все случившееся...

– Вы за всех своих учеников так заступаетесь? – спросил капитан, закрывая папку с бумагами.

– За тех, кто заслуживает, – да!

...Через два года Володя пришел к Л. В. Моховой студентом Политехнического института. Вернее, примчался, сразу же как узнал, что зачислен. Спешил поделиться своей радостью. Стал навещать постоянно. Людмила Васильевна была в курсе всех его студенческих дел и новостей. Однажды пришел за советом: «Предлагают ехать вожатым в летний лагерь. Взять шефство над трудными подростками.

Над теми, кто на учете в милиции...»

Л. В. Мохова внимательно посмотрела на юношу:

– Нелегко будет... Справишься?

– Надо справиться, – сказал Володя. – Помочь надо ребятам. Буду там модельный кружок вести. Мальчишки к технике тянутся, мастерить, изобретать хотят. Для них самое главное сейчас – дружеская поддержка.

Он никогда не забывал, что именно поддержка учительницы помогла ему сохранить веру в людей, в справедливость.

Однажды после уроков к Л. В. Моховой подошла Галя С.

– Людмила Васильевна! Сейчас папа с мамой придут. С вами хотят поговорить. Насчет института.

– А ты своего решения не изменила? Жалеть потом не будешь?

– Не буду! – горячо сказала девушка. – Только вот их убедить надо!

– Постараюсь. Ты останешься при разговоре?

– Лучше уж без меня, – Галя с надеждой посмотрела на учительницу. – Они вас послушают...

– Что ж, – согласилась Л. В. Мохова. – Раз крепко стоишь на своем, можно и без тебя.

Хотя Смирновы-старшие пришли отстаивать свое мнение по поводу выбора дочери, но учительницу слушали очень внимательно.

– Я понимаю ваши родительские чувства, – говорила Людмила Васильевна, – и ваше желание понимаю – видеть дочь инженером-химиком. Да, я не раз отмечала у Гали склонность к этой науке. Но склонность еще не призвание. То, что Галя получала дипломы на олимпиаде по химии,


Полезное чтиво:
Оригинальная коллекция минералов и «Элементарий»
Должно быть призвание к профессии
Когда читают стихи и проводят экскурсии
Роль школьников в охране природы
Отдавать все силы школе
Деятельность учителя в школе
Картины детства Людмилы Моховой