Решение задач на отдельном уроке

Практикум по решению задач. В подборе задач я руководствуюсь целью не только закрепить знания, но и научить ребят применять полученные знания в объяснении процессов современного производства, явлений природы. Урок начинается с вопросов учащихся к педагогу. Отвечаю не только я, но и школьники – по желанию. Постепенно в беседу вступает весь класс. Это хорошая l подготовка к индивидуальной работе по решению задач, которую можно проводить различными способами. Например, выдаю карточки, на которых написано условие задачи на определение молекулярной формулы газообразного вещества. Ученик, решив задачу, переворачивает карточку, где на обратной стороне дан образец решения. Затем он проводит анализ своей работы, отмечает неточности красным карандашом, ставит себе отметку и берет следующую карточку. Так как в нашем кабинете 20 микрокалькуляторов, то учащийся успевает за урок решить несколько задач.

В моей работе все основано на доверии и сознательности. Ученики понимают: главное – научиться решать задачи, уметь объяснять их и, если надо, применять на практике, поэтому они не торопятся перевернуть карточку и увидеть готовое решение. Учащимся, у которых не получается верный результат, я помогаю. Как правило, все ученики приобретают хороший практический навык. К тому же идет проверка на упорство и настойчивость, на честность и терпение. Отметки получают все. Но самая главная оценка – работа на совесть.

В качестве домашнего задания я предлагаю учащимся составить развернутый план по теме, который поможет на последнем уроке проверить, как поняли и усвоили школьники материал. Завершение урока – самостоятельная работа по вариантам. Два ученика выполняют ее у доски – на обратной, не видной классу, стороне – на крыльях. Затем, когда работа закончена, крылья открывают, и все учащиеся проводят анализ по образцу на доске, находят свои ошибки. Постоянный самоконтроль развивает внимание, повышает ответственность учеников за труд на уроке, труд радостный, интересный, основанный прежде всего на творческих возможностях школьника. Тематические проверки знаний проводятся на 7-м уроке.

Я, так же как и Л. В. Мохова, был классным руководителем в старших классах. И очень много полезного взял из опыта Людмилы Васильевны. В том числе и принцип составления плана воспитательной работы. Правда, не сразу. Вначале самоуверенно «выдал» ребятам обширный, тщательно расписанный план. Никакого интереса он не вызвал, и обсуждения не получилось. Позднее понял свою ошибку: я не знал специфики классного коллектива, не узнал по-настоящему ребят, да и план был составлен мной – без их участия, без учета индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся. Юноши и девушки пришли в IX класс из разных школ.

Тогда я был раздосадован и обижен. Наконец не выдержал: «Но так же нельзя, ребята. План для вас. Спорьте, не соглашайтесь, доказывайте свое, но не молчите!»

Несколько минут стояла тишина. Затем кто-то сказал: «А давайте составим план, как делают у Людмилы Васильевны. Там ребята пишут свои предложения. Все, к чему душа лежит, то и предлагают. А потом обсуждают. Выбирают все вместе то, что нужнее, за что большинство стоит. У них даже Коллегия Справедливости есть. За ней решающее слово, если мнения расходятся...»

Я пошел к Людмиле Васильевне за советом, посмотреть, поучиться. Прочитал все предложения к плану ее учеников. И был поражен, как умело Мохова смогла учесть все ребячьи желания и в то же время, не навязывая свою волю, последовательно, целенаправленно проводила свою воспитательскую линию. Я видел органичное сочетание самодеятельности детей и руководства педагога.

Скачать одноклассники на компьютер бесплатно смотри здесь.


Полезное чтиво:
Факультатив по химии Людмилы Моховой
Ученики, увлечённые химией
Моя гордость – кабинет химии
Программы Моховой по курсу химии
Деятельность общества «Юный химик»
Разные типы программ по химии
Удачные работы юных химиков