Роль практической работы на уроке

Уроки-семинары проходят живо, вызывают интерес у всех ребят, так как они не только отвечают урок, но и соучаствуют в познании нового. Работает весь класс.

4-й урок. Лабораторная работа № 1 – «Изготовление моделей молекул углеводородов». Практическая работа № 1 -«Качественное определение (С), (Н), (О) в органических веществах».

Это первая практическая работа в X классе, поэтому мы уделяем особое внимание технике безопасности. Устройство нашего кабинета и работа с малым количеством реактивов также способствуют безопасному проведению опытов, главная цель которых – помочь учащимся приобрести навыки точной, аккуратной работы.

Изготовление моделей шаростержневых и масштабных молекул предельных углеводородов можно дать по вариантам.

1-й вариант. Соберите масштабную модель метана и шаростержневую изобутана.

2-й вариант. Соберите масштабную модель этана и шаростержневую бутана.

После проведения практической работы учащиеся оформляют запись в тетрадях.

Практическая работа № 1. «Качественное определение (С), (Н), (CI) в органических веществах».

Задание. Напишите уравнение реакции окисления углеводорода оксидом меди (2), если в его состав входит шесть атомов (С). Напишите общую формулу окисления предельных углеводородов.

5-й урок. Обобщение по теме предельных углеводородов. Урок вызывает у школьников большой интерес, на нем повторяем пройденный материал, используем обобщающий конспект. Записываю его на обратной стороны крыльев доски. В конспекте – все самое важное, что должно остаться на долгое время в памяти и служить основой для понимания следующего материала. В нем лаконично, в строгой системе раскрывается вся тема. Чтобы разместить материал на доске, не рассеивать внимание устными объяснениями, создать визуальный, четкий обзор всей темы, мы используем научную символику, которой учащиеся пользуются на уроках физики, математики. Если на предыдущих уроках они делали записи в рабочих тетрадях во время урока по своему усмотрению, то теперь, после объяснения учителя, они переписывают в свою тетрадь обобщающий конспект. Он находится на доске в течение нескольких дней. Затем мои ассистенты переносят его на альбомный лист, ученики переписывают конспект с доски на альбомный лист, вставляют его в рамку и помещают на специальном стенде.

В моем обобщающем рассказе есть некоторые добавления по сравнению с учебником к теме «Циклопарафины», которую учащиеся изучали самостоятельно. Я обращаю внимание на новый тип углеродного скелета – циклический, на получение циклических углеводородов через галогено-производные. 2 – 3 ученика рассказывают о строении и свойствах циклопарафинов. Отмечаем, что более устойчивые формы циклопарафинов – циклопентан и циклогексан, а также их гомологи содержатся в нефти и называются нафтенами. Я рассказываю о применении их в народном хозяйстве.

Считаю полезным на обобщающем уроке знакомить ребят с цифрами и фактами, которые показывают успехи нашей страны в химической промышленности, с перспективами ее развития. На этом же уроке использую художественную литературу, читаю отрывки из произведений, в которых упоминается о различных химических явлениях. Например, эпизод из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»: «Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра». Большинство учащихся сразу вспоминают, откуда этот отрывок и что огромный бурый пузырь вспучился под действием метана, или болотного газа. Некоторые дополняют, что метан называют еще рудничным газом, который представляет особую опасность при подземной разработке полезных ископаемых. Такие иллюстрации к уроку особенно эмоционально воздействуют на учеников и способствуют более прочному и глубокому усвоению учебного материала.


Полезное чтиво:
Решение задач на отдельном уроке
Факультатив по химии Людмилы Моховой
Ученики, увлечённые химией
Моя гордость – кабинет химии
Программы Моховой по курсу химии
Деятельность общества «Юный химик»
Разные типы программ по химии