Роль школьников в охране природы

Минувшее меня объемлет живо...

«Шестьдесят часов счастья!» – так назвали ребята поездку в Тулу и Ясную Поляну. Встреча с Тулой была встречей со славным боевым прошлым русского народа, ибо история города-героя – это история его борьбы с врагами Отчизны. Школьники посетили Тульский кремль – символ доблести русских воинов и самоотверженности жителей. Затем рассказ экскурсовода перенес старшеклассников в грозные годы Великой Отечественной войны. 45 дней продолжались ожесточенные бои за город. Тула выстояла в кольце осады, под непрерывным артиллерийским обстрелом и налетами вражеской авиации. Юные питерцы, внуки и внучки защитников города на Неве, возложили цветы у памятника тулякам – Героям России, к подножию скульптуры Матери-Родины, прошли по площади Победы туда, где в октябре – декабре 1941 г. был передний край обороны, где горит у основания обелиска Славы Вечный огонь памяти.

Примечательно, что воспитанники Л. В. Моховой ни в одной из поездок не были пассивными созерцателями. Где бы они ни были, школьники выступали перед местными жителями с концертами, с докладами о выдающихся русских химиках. Их волновали вопросы защиты природы, сохранения памятников истории и культуры. Жизненные наблюдения органически входили в научно-практические рефераты старшеклассников. Как свое личное дело восприняли ребята тревогу общественности о загрязнении окружающей среды в заповеднике «Ясная Поляна». Не случайно именно во время поездки родилась у Михаила С. мысль написать реферат о роли школьников в охране природы. Вот что об этом рассказывает сам девятиклассник: «Тоненькие, стройные березы, покрытые ковром желто-зеленой листвы пригорки, тишина и прозрачность аллеи – все, все кругом представляло собой чудесную картину русской золотой осени. Я был в группе арабских студентов в доме-усадьбе Льва Николаевича Толстого и заметил, с каким нескрываемым интересом, с каким огромным уважением они рассматривали комнаты, личные вещи писателя, картины, фотографии, прижизненные издания его книг. И я чувствовал гордость, что в нашей стране, в нашей русской литературе жил и творил такой замечательный человек. Тогда-то и возникло решение свой доклад на научно-практической конференции сделать о том, как все мы, и взрослые, и дети, должны беречь нашу любимую землю, ее природу, ее достопримечательности...»

Миша С. представлял Петербург на республиканской экологической конференции школьников, которая проходила в Рязани. Доклад юного химика об охране природы получил одобрение на предварительном обсуждении. Жюри, представительное и авторитетное, отметило, что работа девятиклассника отличается серьезным подходом к проблеме, а также личностным, неравнодушным отношением к поднятым вопросам. «Чувствуется свое «я», самостоятельность мышления», – сказал председатель жюри, рекомендуя доклад для заключительного заседания.

Л. В. Мохова старается говорить со своими учениками обо всем, что их волнует. «Посиделки» – так окрестили эти часы неформального общения сами школьники – позволяют им поразмышлять над наиболее острыми проблемами жизни, заставляют каждого задуматься о себе.


Полезное чтиво:
Отдавать все силы школе
Деятельность учителя в школе
Картины детства Людмилы Моховой
Смерть отца стала трагедией
Отец и мать в жизни девочки
Воспитание детей начинается в семье
Мастерство приходит не сразу