Школа для ребят играет важную роль

Учителя любят иногда сетовать: трудный класс. Иногда даже прибавляют в сердцах: равнодушный. Но ведь нет от рождения трудных и равнодушных детей, злых и жестоких. Не мы ли их делаем такими – семья, школа, общество! Кого сейчас не тревожит черствость, бездушие ребят, их недоброе отношение друг к другу, к старшим, в том числе к родителям, к учителям! Нет, не случайно выходит на экран «Чучело», совсем не случайно «Обманчивая правда» поднимает вопрос о молодежи, у которой ослабли, а то и вовсе исчезли нравственные устои. Поговорим о «центровых». Нет, пожалуй, класса, в котором бы не выделялись ребята, которые стремятся любым способом – кто во что горазд! – выйти в лидеры. В зависимости от характера и возможностей в ход пускается все: умение блеснуть ответом на уроке, модная одежда, служебное положение родителей, высокомерие («Я тебя в упор не вижу!»), приспособленчество, карьеризм, доведенный до предела практицизм – лишь бы заметили, отметили: оценкой, характеристикой – учителя; восторгом, одобрением, подчинением – ровесники.

И вот уже молодой классный руководитель делит ребят на «актив» и на «пассив», не думая о моральных последствиях такой привычки, стереотипной классификации.

А последствия-то оказываются печальными, нередко трагическими. Так что же порождает «центровых», откуда берется «пассив», на инертность и безучастность которого так часто ссылаются педагоги, оправдывая свои воспитательские просчеты?

Когда первоклассники пришли впервые в школу – нарядные, счастливые, с букетами цветов, когда на них было обращено всеобщее внимание, они были все главные, им было все интересно. Прошло девять лет – и вот сидят за партами молчаливые, замкнутые, безынициативные юноши и девушки. Многие изо дня в день получают тройки, на уроках стараются быть малозаметными, после звонка стремятся скорее уйти. А рядом – совсем другие дети: уверенные в себе, энергичные, напористые, эрудированные. Это – актив. Казалось бы – прекрасное слово. Да и ребята внешне неплохие. Действительно, активны. На них в первую очередь опираются учителя. Их выдвигают на все командные должности в школе – в бюро, в учком, в старостат. Спору нет, многие из них становятся надежными помощниками администрации, педагогов, да и впоследствии из них получаются толковые руководители. Им в школьные годы можно доверить самоуправление, и они справляются с порученными обязанностями. Таких ребят благодарно помнит школа. Учителя с гордостью называют тех выпускников, которые стали директорами заводов и фабрик, главными инженерами и главными врачами, заведующими лабораториями, капитанами судов, заведующими и директорами школ, простыми работниками...

Все это прекрасно! Беда в другом. Нередко активисты начинают считать себя незаменимыми. Они подчеркивают свое превосходство над другими, подчас даже унижая достоинство одноклассника. Заняв все командные высоты, не чувствуя должной требовательности к себе со стороны старших, они превращаются в самовлюбленных и самонадеянных эгоистов. Постепенно вырабатывается привычка приказывать, повелевать, покрикивать на товарищей. Любое возражение, любую самокритику такие «центровые» воспринимают как подрыв своего авторитета, как посягательство на превосходство над другими. Сколько в памяти примеров, когда «активность» сопровождалась утверждением себя за счет товарищей более слабых, менее способных: ведь это же так легко и выигрышно – громко и остроумно высмеять недостатки другого, язвительной репликой вызвать одобрительные улыбки окружающих.


Полезное чтиво:
Правильные отношения ученика и учителя
Создание лекторской группы важно для каждого
Доверие в отношениях класса и учительницы
Людмила Васильевна и ученики
Успех школьного концерта
Холод на улицах города
Как нашла себя Людмила