Следопытский поиск в классе

Удивительные открытия делали воспитанники Л. В. Моховой, обращаясь к боевым биографиям дедушек и бабушек, отцов и матерей. И каждая находка заставляла старшеклассников уже по-другому взглянуть на людей старшего поколения, которые вышли в бой в грозный для Отчизны час и все отдали для Победы. Обращения к подвигу родных и близких становились для учеников Людмилы Васильевны не только уроками мужества, но и уроками внимания, чуткости, сердечности. «Мы, молодое поколение, должны быть достойны фронтовиков-ветеранов, должны беречь и уважать их, ведь такие люди – это богатство страны, ее слава» – это высказывание выражает настроение молодых.

Учительница умело направляла возникший в классе следопытский поиск, и в первую очередь была самым активным участником этого нужного дела. Старшеклассники чувствовали, что Людмила Васильевна очень близко принимает к сердцу их начинание, всячески содействует его успеху. Оттого-то, наверное, и не было в классе равнодушных: взволнованность и заинтересованность наставницы передавались юношам и девушкам.

Каждая находка товарища считалась общей удачей: ведь за фактами семейных хроник, за материалами домашних архивов открывалась история страны, биографии бабушек и дедушек, отцов и матерей становились биографиями поколений.

Людмила Васильевна обратилась с призывом к родителям – помочь детям в их поиске, помочь им пристальнее и внимательнее вглядеться в трудные и славные страницы прошлого, узнать свою родословную.

Взрослые с пониманием относились к словам учительницы. Особенно когда на родительском собрании Л. В. Мохова прочитала суровый и правдивый рассказ о героической обороне Петербурга, записанный дочерью со слов матери – участницы Великой Отечественной войны. Прослушав воспоминания блокадницы, одна из женщин тихо произнесла: «И я прошла через такое... Но дочери никогда ничего не говорила. Думала, что не стоит нашим блокадным прошлым, голодом да смертями ее тревожить. А теперь вот вижу – стоит. Чтобы знала, какой ценой победа завоевана...»

А отец Юры Б. после собрания признался: «Я тоже вначале чуть было не отмахнулся по привычке: некогда, мол, после как-нибудь потолкуем. Но потом спохватился – родители не могут стоять в стороне, если дети такой поиск начали. Ведь сами же порой жалуемся: не берегут наследники наши фамильную честь. Значит, мы и виноваты, что слабы у молодежи родственные корни. В общем, весь вечер вчера с сыном беседовали. Правда, семья наша обыкновенная, трудовая, никто воинских подвигов не совершал. Зато завод наш награжден орденом. А я на заводе том тридцать лет отработал. Есть о чем рассказать. «Что ж, – говорю сыну, – садись, слушай, запоминай...»

Подобное содружество взрослых и детей оказалось плодотворным.

В одной семье перед учеником раскрыли старые альбомы, где хранились пожелтевшие фотографии времен гражданской войны. В другой нашлись газетные вырезки о стройках 30-х гг., о зачинателях стахановского движения. В третьей родители вместе с детьми читали письма с фронта, заново переживая горечь разлук и потерь. В общем, в каждой семье отыскались очень интересные материалы, которые побуждали юношей и девушек серьезнее задумываться над прошлым Родины, над своим отношением к тем, кто в труде и в бою отстоял завоевания Великого Октября, кто принес юной смене мир и счастье...

Л. В. Мохова на конкретных примерах показала старшеклассникам, как важно сохранить каждый документ военных лет, каждое фронтовое письмо. С удовлетворением она подмечала, что следопытский поиск делает школьников духовно богаче, что обращение к семейным хроникам способствует сближению, духовной связи «отцов» и «детей».


Полезное чтиво:
Рассказ о дяде Анатолии
Гибель Константина Сильченко
Они считали меня своей
Школа для ребят играет важную роль
Правильные отношения ученика и учителя
Создание лекторской группы важно для каждого
Доверие в отношениях класса и учительницы