Создание лекторской группы важно для каждого

Пусть все будут активными – такую задачу ставлю я, принимая новый класс. Такая постановка вопроса и вся практическая работа с коллективом предупреждают деление класса на группы и группки. Вообще, слово «пассив» я совсем исключаю из своего обихода. «Актив все – и во всем!» – к этому лозунгу я приучаю ребят с первого дня нашего знакомства. И превращение лозунга в дела вполне возможно, если быть последовательной и настойчивой. А в чем-то и изобретательной... Главное – не отступать от этого принципа, верить, что все способны, талантливы, активны, что каждый может повести за собой других. Я так и поступаю. Как писал М. Е. Салтыков-Щедрин: «Двадцать пять лет кряду одну и ту же ноту тяну, и ежели замолчу, то замолкну именно с этой нотой, а не с иной».

Искреннее убеждение, что каждый ученик талантлив и надо лишь помочь раскрыться его таланту, – неизменное педагогическое кредо Людмилы Васильевны. И когда она говорит о целом классе: «Да они все звездочки!», в этом нет никакого преувеличения. Для нее они действительно все «звездочки», очень способные и смекалистые ребята, с которыми можно творить чудеса. Можно – в этом учительница уверена и в том, что потенциальные возможности ребенка проявляются в процессе общественно полезного труда, в атмосфере творчества и созидания. С первого же знакомства со своим новым IX классом Л. В. Мохова стремилась заинтересовать учеников перспективами большой и нужной работы. Она сказала: «Я очень надеюсь на ваши умелые руки и умные головы, – Людмила Васильевна даже спустилась с кафедры, чтобы быть поближе к ребятам. – Очень надеюсь. Мы сделаем с вами образцовый кабинет химии, и вы оставите добрую память о себе, как и ваши предшественники. Все кругом сделано такими же, как и вы, умельцами. Только мы пойдем дальше. Само время обязывает нас быть смелее, изобретательнее. Мне завтра же нужны будут столяры, художники, фотографы, переплетчики, знатоки физики, чертежники. Впрочем, любому дело найдется. Жду вас здесь после уроков».

На другой же день после уроков кабинет полон. Кто пришел с искренним желанием помочь учительнице, кто просто из любопытства: «Посмотрим, как это все получится...» Но каждый, кто перешагивал порог кабинета, сразу же попадал в обстановку дружного труда. Дела и впрямь хватало всем, и наравне со всеми работала Людмила Васильевна. Она искусно владела любым инструментом, а ее предложения сразу захватывали ребят новизной, необычностью, так что им невольно хотелось показать, на что они способны. Конечно, не все сразу получалось, но ободряющая улыбка учительницы помогала ученику побороть досаду от неудачи и снова и снова браться за порученное дело.

Приходили помочь в оформлении кабинета и бывшие выпускники. Чувствовалось, что им по душе строгать, пилить, шлифовать, рисовать, клеить. Глядя на старших товарищей, девятиклассникам хотелось делать все так же красиво и сноровисто, и они уже намечали планы на завтра – прийти, закончить начатое, чтобы увидеть на учебном столе «свой прибор». С каждым днем, проведенным в кабинете химии, ребята все сильнее убеждались в том, что эти часы добровольного труда вовсе не игра, не развлечение, а большое, серьезное, очень нужное всем дело. И оторваться от него было уже невозможно, оно притягивало, словно магнит, дарило светлое чувство удовлетворения.

В этой живой « буче кипучей» воспитанники Людмилы Васильевны искали и находили свое призвание. Л. В. Мохова давала ученикам возможность попробовать себя в различных видах трудовой деятельности. Постепенно ребята находили для себя любимые занятия, которые полнее всего раскрывали способности школьников, помогали быстрому их развитию. Ну а кто не нашел сразу свое место в общем деле знал: впереди много нового и что-то обязательно заинтересует.

Людмила Васильевна поддерживала эту надежду, знакомя учеников с планами на будущее. Она всегда помнила слова Антона Семеновича Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». А кому же, как не молодым, жить этой завтрашней радостью!

В классе Людмилы Васильевны всегда ясно и четко намечены перспективы работы коллектива. Поле деятельности для ее воспитанников стремительно расширялось. Намечались создание лекторской группы, выпуск химической газеты, участие в научно-практической конференции, подготовка лаборантов с выдачей удостоверений, создание агитбригады, подготовка литературно-музыкальной композиции, в которой нужны будут певцы, чтецы, танцоры... И все это требовало от ребят полной самоотдачи, проявления всех своих способностей. На уход от напряженного ритма дня, на «прозябание» в классе, на положение «середнячка» уже никто к концу первого полугодия не был согласен. «Не тлеть, а гореть!» – этот девиз группы определял настрой коллектива, и каждый в нем вольно или невольно брал пример с классного руководителя, ибо Людмила Васильевна по своей душевной сути и не могла жить иначе.


Полезное чтиво:
Доверие в отношениях класса и учительницы
Людмила Васильевна и ученики
Успех школьного концерта
Холод на улицах города
Как нашла себя Людмила
Работа Моховой с ребятами в северной школе
Любовь к поэзии