Ученики, увлечённые химией

Из воспоминаний ученицы.

Я – геохимик, научный сотрудник лаборатории синтеза кристаллов Института земной коры. Значит, моя профессия и моя работа неразрывно связаны с химией. А начало всему было положено в кружке, на факультативных занятиях. Надо сказать, что мне крепко повезло. Встретить такую учительницу, как Людмила Васильевна, это большое счастье для ученика. Помню, на одном из факультативов она рассказывала о минералах. Держала на ладони кристаллы кварца, и они словно оживали в ее рассказе, играли всеми красками радуги, манили своей красотой. Сколько удивительных историй, легенд, стихотворений о самоцветах узнала я тогда и навсегда заболела минералогией!

Но факультатив Людмилы Васильевны – это не только романтика поиска и открытия, это уроки трудолюбия, внимания, добросовестности. Я выращиваю кристаллы, нужные народному хозяйству. С наскока в нашем деле успеха не добьешься: нужны долгие недели, месяцы, а то и годы кропотливого труда, терпения в опытах и наблюдениях. Факультатив подготовил нас к этой черновой, подчас скрупулезной и педантичной исследовательской работе. Все навыки пригодились... И как раствор приготовить, и как по каплям отмерять реактивы, и как пробирки собрать... Но ведь главное-то в том, что Людмила Васильевна научила нас видеть за лабораторными опытами и экспериментами необъятные возможности химии, практическое значение каждого исследования.

Действительно, в любой профессии ценны и трудолюбие, и целеустремленность, и ответственность за порученное дело. А эти качества умело и настойчиво воспитывает в своих учениках Мохова.

Из письма.

Людмила Васильевна при проведении лабораторных работ требовала от нас дисциплины, внимательности, исключительной сосредоточенности и аккуратности. Мы ни разу не нарушили этих правил. Понимали: имеем дело с реактивами, и малейшая небрежность может привести к беде. Сейчас современную медицину нельзя представить без знания биологии, химии, физики, математики. И все же врач начинается с внимания, добросовестности, точности, с ответственности за жизнь и здоровье человека. Хирург – тем более. Потому, наверное, я вспоминаю уроки Людмилы Васильевны, наш факультатив, наше химическое общество, когда мы, еще школьники, уже вступали на дорогу поиска, эксперимента, творчества, самостоятельности.

В четверг – факультатив. Но и в другие дни недели кабинет химии после уроков полон учащимися.

Свыше 500 наглядных оригинальных приборов сделано юными умельцами под руководством Людмилы Васильевны. Создан элементарий, в нем – около 70 простых веществ. На застекленных полках более 100 минералов и горных пород, из которых получены вещества элементария. Большинство образцов привезены из геологических экспедиций выпускниками школы.

Каждый, увлеченный химией, считает свои долгом оставить добрый след в кабинете Л. В. Моховой. Эстафета технического творчества передается от выпуска к выпуску, от поколения к поколению. Когда Людмила Васильевна рассказывала на уроке о производстве чугуна, на кафедре стоял макет доменной печи, изготовленный ее учеником много лет назад. А за первой партой сидел сын бывшего выпускника. Через месяц мальчик принес Л. В. Моховой искусно выполненный макет кислородного конвертора. Теперь на стенде стоят рядом два макета – дар отца и сына.


Полезное чтиво:
Моя гордость – кабинет химии
Программы Моховой по курсу химии
Деятельность общества «Юный химик»
Разные типы программ по химии
Удачные работы юных химиков
Изучая педагогический опыт Моховой
В музее великого учёного-химика Менделеева