В музее Ломоносова

Упоминание о берегах речки Тихомандрицы в Тверской губернии не случайно: глубокая, искренняя любовь к родной земле была присуща всем в семье. Судьба сложилась так, что отцу Менделеева пришлось часто переезжать из города в город. Но он всегда вспоминал об удомельских лесах и озерах, о «милой речке Тихомандрице», стремился «побывать на своей родине, взглянуть на родную сторону, посмотреть старушку-матушку, прижать к сердцу родных,, кровных».

«Тобольские письма» натолкнули Л. В. Мохову на мысль – побывать с учениками на родине ученого. К тому же в экспозиции музея детские годы Дмитрия Ивановича были представлены явно недостаточно. Осуществить этот замысел было нелегко. Помог счастливый случай: Нижне-Тагильский педагогический институт прислал приглашение – прочитать для учителей и студентов лекцию по методике преподавания химии, поделиться опытом работы. Людмила Васильевна с радостью согласилась. От Нижнего Тагила до Тобольска не очень далеко.

Л. В. Мохова не забывает о своих учениках и в командировках. Пишет им письма, делится впечатлениями от увиденного. Так было и на этот раз. Но главное, она узнала много нового о Д. И. Менделееве, его родных. Все это необходимо для школьного музея.

Из письма Л. В. Моховой своим ученикам: «Семья Менделеевых поддерживала дружеские отношения с сосланными в Тобольск декабристами – М. А. Фонвизиным, А. М. Муравьевым, И. А. Анненковым. А одна из дочерей была замужем за декабристом И. В. Басаргиным. Вот вам еще одна любопытная и нужная тема реферата: «Семья Менделеева и декабристы»... Желающим помогу интересными материалами...»

Естественно, что желающие нашлись, и предложенная учительницей тема вызвала обстоятельное исследование «Планы и проекты декабристов по преобразованию Сибири и их претворение в практику Д. И. Менделеевым».

Школьный менделеевский музей был открыт накануне 150-летия гениального ученого.

Тысячи посетителей побывали в мемориале Менделеева. В книге отзывов – благодарственные записи ученых Москвы и Петербурга, преподавателей школ и вузов, студентов, учащихся ПТУ.

Музей Д. И. Менделеева постоянно пополняется интересными экспонатами. Он работает: направляет поиск юных краеведов, расширяется, совершенствуется, привлекает к себе энтузиастов из очередного выпуска. Так, музей пополнился интересными материалами о поездке старшеклассников на родину М. В. Ломоносова в канун 275-летия со дня рождения великого русского ученого.

По установившейся уже в клубе «Юный химик» традиции каждый мог предложить свой маршрут очередной поездки. На этот раз расхождения в мнениях не было: почти все высказались за Русский Север, за ломоносовские места. И это решение было закономерно: многогранная деятельность, широта знаний, разносторонность интересов и беззаветное служение Отечеству роднили двух богатырей научной мысли – Ломоносова и Менделеева, и учительница горячо одобрила выбор своих питомцев.

Снова закипела серьезная и упорная исследовательская работа. Десятки обстоятельных сообщений о жизни и деятельности М. В. Ломоносова подготовили школьники, чтобы выступить с ними перед жителями Беломорья. Каждое сообщение отличалось самостоятельностью, богатым фактическим материалом, личностным отношением к гражданскому подвигу Ломоносова. Тем более что Петербург щедро предоставил старшеклассникам возможность сказать о первопроходце русской науки неординарное слово.

Учащиеся побывали в Ломоносовском музее, расположенном в здании бывшей Кунсткамеры, в Некрополе Александро-Невской лавры, где похоронен ученый, на фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова, где познакомились и с процессом производства фарфора, и с уникальным собранием великолепнейших изделий знаменитых русских мастеров. Российская Академия наук, первая в России химическая лаборатория, мозаичное панно «Полтавская баталия», Большой академический глобус – предшественник современных планетариев, книги по экспериментальной физике, по математической химии, «Письма о правилах российского стихотворства» – об этих и многих Других трудах Ломоносова старшеклассники подготовили увлекательные и квалифицированные сообщения. Лучшие из них по праву представлены в музее.

Рядом с ними – сочинения о поездке на Север. Взволнованные, искренние, непосредственные...

«Архангельск – он сразу покорил, зачаровал своей неповторимой красотой. Все было необычно: памятники старины и могучие корабли на Северной Двине, деревянные домики с резными наличниками и современные высотные здания, деревья в узорном инее и радужные краски пышных, будто воздушных сугробов. И люди сразу понравились: немногословные, но очень душевные, гостеприимные, готовые немедленно прийти на помощь. Этот древний город очень молод по духу, он весь устремлен в будущее. Видишь воочию, на какие свершения способны люди этого сурового края. Стал явью, воплотился в зримые дела страстный призыв Ломоносова к своим соотечественникам:

В моря, в леса, в земное недро прострите ваш усердный труд...»

Для Людмилы Васильевны поездка на Север стала особенно памятна: ведь она побывала со своими ребятами в школе, где начинала свой учительский путь, – на острове в самом устье Северной Двины.


Полезное чтиво:
Разговор с родителями одной ученицы
Оригинальная коллекция минералов и «Элементарий»
Должно быть призвание к профессии
Когда читают стихи и проводят экскурсии
Роль школьников в охране природы
Отдавать все силы школе
Деятельность учителя в школе