В музее великого учёного-химика Менделеева

Наблюдая за своими воспитанниками во время таких экскурсий, Мохова всегда убеждалась в справедливости слов В. Г. Белинского: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу... возбуждает деятельность!» Однажды после посещения музея Д. И. Менделеева к Людмиле Васильевне подошел девятиклассник и подал ей пухлый томик в кожаном переплете: «Вот, может, пригодится для кабинета. У дедушки выпросил... Он еще по нему учился...»

Учительница открыла заглавный лист: это было дореволюционное издание учебника «Основы химии». Она недавно рассказывала ученикам об этой замечательной книге, вспоминала слова Менделеева: «Основы – мое любимое дитя. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли». Говорила о том, что по «Основам» учились такие выдающиеся русские ученые, как В. И. Вернадский, И. П. Павлов, В. Л. Комаров,

Н. Д. Зелинский, Н. Н. Семенов, С. И. Вавилов.

– Передай дедушке спасибо! – Мохова бережно поставила томик в шкаф. – Пусть положит начало менделеевской экспозиции.

Почин оказался заразительным. Ребята приносили учительнице вырезки из газет, старые журналы, фотографии Д. И. Менделеева, воспоминания о нем, марки и значки. И чем интенсивней был поиск, тем шире становилась тематика: о родственниках Дмитрия Ивановича, о его детях, о взаимоотношениях ученого с Александром Блоком, о переписке с адмиралом Макаровым, о полете на воздушном шаре... Л. В. Мохова решила создать школьный менделеевский музей. Было много трудностей. Надо было добиться помещения. Для его оформления были нужны новые щиты, стенды, витрины, отделочные материалы.

Людмила Васильевна верила в полезность задуманного дела. «Музей станет центром исследовательской работы по химии, штабом юных краеведов, – доказывала она директору. – Дайте только помещение – остальное мы берем на себя». «Мы» – это ее надежные помощники, активисты клуба «Юный химик». В поддержке ребят Людмила Васильевна не сомневалась. Но даже она не ожидала, что ее предложение вызовет у старшеклассников такой энтузиазм. Идея создания музея захватила всех. Ребята сами создавали оформительские бригады. Нашлись столяры и электрики, художники и фотографы, маляры и переплетчики.

«Подлинная любовь к труду, – писал В. А. Сухомлинский, – воспитывается благодаря осознанию ребенком созидательной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда». Характерная черта педагогического почерка Моховой – умение показать школьникам ближние и дальние перспективы труда. В создании музея это проявилось особенно ярко. Лекторская группа подготовила 45 рефератов о всесторонней научной и организаторской деятельности Д. И. Менделеева. Большое внимание было уделено проблемам, наглядно показывающим, как в современной науке сбывается гениальное предвидение Дмитрия Ивановича: «Периодическому закону – будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Старшеклассники обнаружили уникальные издания трудов ученого, сделали копии титульных листов всех книг Д. И. Менделеева, собрали фотографии разных лет его жизни. Высказывания современников о Дмитрии Ивановиче начинались словами А. А. Блока: «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности». Чтобы лучше понять и представить себе внутренний мир ученого, школьники глубже познакомились с творчеством любимых поэтов Д. И. Менделеева – Пушкина, Лермонтова, Гёте, Шиллера, Байрона, Майкова, Тютчева. В композицию музея вошли материалы о памятных поездках учащихся по менделеевским местам России. По многим маршрутам прошли старшеклассники вместе со своей наставницей. Казалось бы, вовсе не обязательно преподавателю химии принимать на себя хлопоты и ответственность, связанные с экскурсиями с детьми. Но Л. В. Мохова не представляла воспитательную работу с классом без путешествий по родной стране. Она не могла обделить ребят радостью встреч с историей Родины, с интересными людьми. Знала по себе: какое это счастье – почувствовать запах весенней земли, увидеть просторы полей и лугов, щедрое цветение солнечного лета, прелесть золотой осени, снеговое раздолье русской зимы.

Л. В. Мохова тщательно продумывала и готовила каждую поездку. Одна из них была в Подмосковье – в Боблово, недалеко от Клина, где Дмитрий Иванович в 1865 г. купил запущенное имение, чтобы на практике доказать, как при умелом хозяйском подходе к земле можно получать высокие урожаи.


Полезное чтиво:
Читая письма Менделеева
В музее Ломоносова
Разговор с родителями одной ученицы
Оригинальная коллекция минералов и «Элементарий»
Должно быть призвание к профессии
Когда читают стихи и проводят экскурсии
Роль школьников в охране природы