Видеть чёткую и ясную цель урока

Изучая ту или иную тему, мы ставим перед собой ясную и четкую цель. В то же время на каждом уроке решается много вопросов не менее важных, чем формирование знаний и умений по данному материалу. И прежде всего это воспитание гражданственности, патриотизма, формирование материалистического мировоззрения. Эти вопросы должны входить естественно и органично в живую ткань урока, они должны освещать процесс обучения высоким светом идейности, оплодотворять теоретические положения свежим дыханием практики, духом современности.

Постараемся поурочно раскрыть тему «Предельные углеводороды», акцентируя внимание на решении поставленных вопросов. Первоначально отметим, что это одна из важных тем, так как в ней рассматриваются многие теоретические вопросы курса органической химии, закрепляется теория химического строения. Знакомим учащихся с планом изучения темы: по программе на нее отводится 7 ч.

1-й урок – лекция-беседа, на которой освещаем всю тему обзорно, чтобы создать научное целостное представление о предельных углеводородах.

2-й урок – лекция-беседа, на которой детально рассматриваются химические свойства предельных углеводородов.

3-й урок – семинар по совершенствованию знаний.

4-й урок – практическая работа. Качественное определенне углерода, водорода, хлора в органических веществах, лабораторная работа «Изготовление моделей молекул углеводородов».

5-й урок – обобщение, решение задач.

6-й урок – практикум по решению задач.

7-й урок – тематическая проверка знаний.

8-й урок. Тема «Предельные углеводороды».

Цель: ознакомить учащихся с веществами ряда метана, которые имеют важное народнохозяйственное значение, их составом, физическими и химическими свойствами.

Мы подготовим оборудование для демонстрации на уроке только в пределах рекомендуемых программой, ибо перенасыщенность наглядных пособий рассеивает внимание, и теоретический материал будем излагать также в пределах учебника. Недопустима перегрузка памяти учащихся. Будем опираться на знания учащихся, полученные ранее по химии, другим предметам, а также на их жизненный опыт.

Перечисляя вещества, которые относятся к ряду предельных углеводородов, мы зададим учащимся вопрос о том, что им известно об этих веществах. Школьники смогут ответить, так как знают, что метан, пропано-бутановая смесь – «сжиженный газ» используются в быту как топливо. Рассказывая о высокой теплопроводности метана и его гомологов, отметим их роль в решении современной энергетической проблемы. Это отступление от темы на каждом уроке длится от 30 до 150 с, но оно позволит ученикам глубже понять значение изучаемой темы для современной науки и жизни. Напомните учащимся эпизод беседы В. И. Иванова с английским писателем Г. Уэллсом из пьесы Н. Погодина «Кремлевские куранты». В тяжелейшее для страны время В. И. Иванов говорит об электрификации России.


Полезное чтиво:
Учащимся о химических веществах
Вопросы и задания для домашней работы
Организация работы с химическими веществами
Роль практической работы на уроке
Решение задач на отдельном уроке
Факультатив по химии Людмилы Моховой
Ученики, увлечённые химией