Вопросы и задания для домашней работы

Просматриваем текст учебника, обращаем внимание на узловые вопросы, которые должны быть отражены в развернутом плане домашнего задания. В конце урока закрываем крылья специально оборудованной доски, где на обратной стороне заранее записаны основные пункты плана домашнего задания, например:

1. Строение молекулы метана.

2. Представление о гибридизации электронных облаков на примере молекулы метана.

3. Углеводороды ряда метана, их строение, физические свойства и закономерное изменение с увеличением относительной молекулярной массы.

4. Строение углеводородов ряда метана.

5. Образование свободных радикалов.

6. Номенклатура углеводородов (план составления названия углеводородов с разветвленной цепью).

Быстрый темп уроков, насыщенность их содержания достигаются, если учитель выражает свою мысль четко, последовательно, лаконично.

2-й урок. Изучение предельных углеводородов. Лекция-беседа, на которой детально рассматриваются химические свойства этих веществ. Первые 8 мин занятия повторяем с учащимися материал, изученный на предыдущем уроке, проверяем домашние задания.

Урок начинается с вопросов учащихся ко мне и друг к другу. Эти вопросы могут быть связаны с содержанием домашнего задания, с подготовкой к семинару. Иногда ученики задают вопросы из журналов «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», и я не всегда готова к ответу на них. В этом случае ищем и находим решение этих вопросов все вместе. Очень важно, чтобы вопросы задавали все учащиеся. Если на первых порах они скованны, неуверенны, полезно предложить готовить вопросы дома по материалу учебника. На уроке у каждого ученика должен быть ко мне вопрос. Затем я прошу ответить на один из вопросов домашнего задания и даю минуту на подготовку. Во время подготовки и ответа ученика весь класс проговаривает (про себя) предполагаемый ответ. Ученики учатся слушать и слышать. Развитию речи учащихся необходимо уделять внимание независимо от цели урока. Поэтому нельзя отказываться от индивидуальных устных ответов учащихся перед классом.

Выборочно можно посмотреть несколько тетрадей с выполненными домашними заданиями, фронтально опросить учащихся по основным разделам темы прошлого урока (обычно вызываю человек пять) и затем перейти к изучению химических свойств предельных углеводородов, их получению и применению. С этим вопросом учащиеся обзорно познакомились на предыдущем уроке и ведут себя более активно. Работаем по плану учебника, который раскрыт на парте. Теперь обращаем внимание не только на применение того или иного вещества в народном хозяйстве, но и на его химические свойства, на которых основано использование изучаемого вещества.

Теперь можем объяснить, почему, например, тетрахлор-метан используется для тушения огня. Он не горюч, потому что в этом соединении углерод уже полностью окислен хлором. Таким образом, научное познание процессов, при которых происходит изменение вещества, позволяет предсказать его свойства и, следовательно, получить продукт с заранее заданными свойствами, необходимыми в народном хозяйстве, медицине, в промышленности. С помощью химических реакций выясняем, что познание окружающего нас мира возможно, что процессы, происходящие с веществом, подтверждают: мир материален, познаваем, никем не создан, а вечно существует и непрерывно развивается. Так опровергаем религиозный миф о сотворении мира богом.


Полезное чтиво:
Организация работы с химическими веществами
Роль практической работы на уроке
Решение задач на отдельном уроке
Факультатив по химии Людмилы Моховой
Ученики, увлечённые химией
Моя гордость – кабинет химии
Программы Моховой по курсу химии