Воспитание детей начинается в семье

В семье – истоки нравственного воспитания. Ведь нравы, царящие в доме, влияют на ребенка с первых его шагов по земле. Ребенок растет, становится старше и, словно губка, впитывает в себя все, что окружает его. А кто ближе, чем родители! Они всегда на виду – как на ладошке. Дети копируют старших, запоминают каждое их слово, каждый поступок, затем повторяют их – сначала бессознательно, затем по привычке, а впоследствии уже осознанно. Надо ли говорить, как важно, чтобы в семье дети познавали духовную красоту, обретали лучшие качества характера. «Фамильная гордость!» – как изумительно звучат эти слова. И как прекрасно, когда дети высоко несут честь семьи, черпают в семейных традициях силу и уверенность...

Но я, став учительницей, очень часто сталкивалась с таким явлением, что школьники непростительно мало знают об истории своей семьи, о трудовых биографиях бабушек и дедушек, отцов и матерей. Для меня, которая досконально знала свою родословную и гордилась ею, было странно и непонятно такое неведение. Меня удивляло также и то, что взрослые считали лишним знакомить своих детей с жизнью близких людей. Это умолчание, а подчас и отмашка от чересчур любопытного дитяти («Ну к чему тебе мои болячки!») приводили к тому, что дети не ощущали родственных корней, своей неразрывной связи с семьей. Скажу больше – так дети отлучались от живой истории своего народа: ведь в биографиях старших нашла отражение и биография страны. Для меня это была настоящая жизнь – все Моховы были передовиками, это гражданская война – воспоминания отца, это годы первых пятилеток – родители по призыву партии поехали в Краматорск строить новый завод, учить рабочих... А разве нынешние ученики, обратясь к жизни своих родных, не могут многое узнать о Великой Отечественной войне, о мужестве питерцев в дни блокады, о трудовых подвигах людей в послевоенные пятилетки? Задача семьи – этими рассказами помочь детям увидеть настоящую жизнь и место человека в общем рабочем строю. Памятные эпизоды из семейной хроники о многом заставят задуматься молодых. Вот почему для меня семейное воспитание не дежурная графа в плане, а кровная забота о будущем детей. Не от случая к случаю, а из года в год, постоянно и настойчиво я обращаю учеников к их родственным корням, к истории семьи. Провожу совместные встречи старших и младших. Приглашаю для бесед с учащимися и бабушек, и дедушек, и отцов, и матерей. Стали традицией сочинения о фронтовиках – «Орден в нашем доме», о героизме тружеников тыла – «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!». Сотни сочинений составили правдивую летопись великого подвига людей в годы Великой Отечественной войны.

Помните, как отмечали День Победы? Как выступали фронтовики-ветераны! В тот год в классе, где я была руководителем, не было ни одной семьи, у которой не было бы погибших в боях за Родину. И горестные похоронки, что хранились в семейных архивах, рассказали детям убедительней книг и фильмов, какой ценой досталась Победа... У каждого школьника осталась зарубка на сердце от тех памятных майских встреч... В семье Бориса Киселева погибло четверо родных. И я восприняла как должное решение юноши стать офицером Красной Армии. Признаюсь, я счастлива, когда вижу, что мои усилия не проходят даром, что ребята осознают свою причастность к делам и свершениям старших. Ведь чувство патриотизма начинается с отцовского дома, с той песни, что пела нам мать, с фотографий в семейном альбоме, с орденов и медалей, что бережно хранятся в шкатулке как самые дороги реликвии... Да и жизненная ориентация берет начало с тех же дорогих сердцу истоков... Посылаю вам страничку сочинения Николая Зотова. Оно о многом говорит...


Полезное чтиво:
Мастерство приходит не сразу
Какими были наши юные годы
Когда Мохова была вожатой
Людмила Васильевна в стенах школы
Как варят сталь
Как понять ребёнка
Бороться за судьбу каждого ребёнка