Всегда важна поддержка

Из письма Л. В. Моховой молодой учительнице. «...Да, борьба с рутиной и бюрократизмом отнимает немало здоровья. И в борьбе этой не всегда побеждает правый. Но нельзя покидать строя, иначе никогда не исчезнет зло на земле. И я рада, что мои выпускники вступают на этот тернистый путь, идут по нему через неудачи, обиды, волнения. Главное – искать, не бояться нового! Формализм в нашем школьном деле иссушает мысль и сердце, превращает педагога в чиновника.

Трудностей будет много: и в учительской работе, и в личной жизни, и в отношениях с коллегами, с администрацией. Были они и у меня, и я всегда переживала их остро, болезненно. Но со мной рядом были мои дети, мои ученики, мои дорогие единомышленники. Их близость, их чуткость, их поддержка моих начинаний делали меня сильнее. А сейчас, когда мысленно окидываешь взглядом почти что сорокалетний учительский путь, с необыкновенной ясностью понимаешь: «в дружбе с ними – мое счастье! Пусть эти слова не прозвучат для тебя только расхожей фразой. Я говорю это от чистого сердца.

Я всегда стремилась к тому, чтобы моим ученикам было интересно на уроках, в нашем кабинете, в клубе «Юный химик», во время наших поездок. Когда хорошо и учителю и детям, любое дело спорится. Нам было хорошо, потому многое удавалось. Я до сих пор обращаюсь к ребятам за советом, согласовываю с ними все вопросы нашей школьной жизни, и они очень ценят это отношение. И это не дань новым веяниям, мы просто нуждаемся друг в друге. В этом, как мне кажется, весь секрет наших успехов.

Я прошу ребят смелее говорить о том, как улучшить наши уроки, .следопытский поиск, внеклассную и внешкольную работу. С какой охотой, с нескрываемым удовольствием они откликаются на мои просьбы. А затем приходят сами – с очень дельными предложениями, замечаниями, возражениями. И надо каждое учесть обязательно! Помню, мой ученик сказал, что ускоренный темп лабораторных работ приводит к ошибкам, заставляет нервничать. Я проанализировала ход урока, провела хронометраж, еще раз все взвесила, продумала и убедилась, что ученик прав: излишняя спешка пользы не приносила.

На практикуме по решению задач я предлагаю старшеклассникам несколько вариантов на выбор. Можно разбиться на группы и решать задачу всем вместе. Можно выдать карточку каждому ученику для индивидуальной работы. Можно коллективно, всем классом, участвовать в решении задачи. Пусть выбирают, но пусть учатся аргументировать, отстаивать свою точку зрения на эффективность той или иной методики. Конечно, у каждого учителя есть для выбора свои формы работы, да и специфика предмета скажется. Но есть одно общее положение, которое приемлемо для каждого из нас: творческое начало, соучастие ученика в создании урока поднимают процесс обучения на новую, более высокую ступень.

Вообще уважение к мнению ученика, к личности ребенка – сильное воспитательное средство. Только пусть оно будет не нарочитым, не очередным педагогическим приемом, а исходит из душевной сущности учителя. Ученики почувствуют это и всем сердцем, с щедрой признательностью отзовутся на доброту твоей души. Без этого настоящий учитель не состоится...

Не сомневаюсь, что в институте тебе дали немало разумных советов (ведь мы с тобой теперь «герценовки»!).

И все же прими еще одно пожелание... Не скупись на похвалу, на поощрение. Иному ребенку стоит и 100 раз сказать, какой он хороший. Я могла бы привести множество примеров, когда детям необходимо было услышать о себе доброе слово, чтобы обрести силы, уверенность, надежду на будущее. Эта душевная поддержка, эта оптимистическая поддержка нужны каждому человеку в любом возрасте. В детстве, в отрочестве, в юности они особенно нужны!»


Полезное чтиво:
Особенности метода Людмилы Васильевны
Методическая находка – обобщающие конспекты
Письма благодарных учеников
Как создавались карточки
Открытый урок Моховой – любой
Видеть чёткую и ясную цель урока
Учащимся о химических веществах