Взаимоотношения учителя и воспитанников

Воспитанники Л. В. Моховой регулярно подводят итоги: сколько экономится реактивов за одну практическую работу в одном классе, во всех классах, за год в целом. Выходит, раз в пятнадцать меньше по сравнению с макрометодом. А ведь реактивы дороги! Кроме того, каждому ясно: электроэнергии для нагрева нескольких капель вещества нужно значительно меньше. И еще. Теперь можно трудиться быстрее, ставить больше опытов в единицу времени – а это и есть производительность труда!

Людмила Васильевна говорит: «Борьба за экономию, бережливость лучше всего проявляется в конкретном деле. Опыты с малым количеством реактивов – тому подтверждение. Практическая работа – всегда серьезный экзамен и не терпит беспорядка, поверхностного знания, недисциплинированности. Ну, а задача учителя – еще и еще раз напоминать, что нарушение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю – от малого за лабораторным столом до большого в производственных условиях. Практическая работа – хорошая проверка и самостоятельности. Она дает творческий настрой, помогает увидеть за граммом вновь полученного вещества тонны нужной стране продукции, за школьными буднями – завтрашний день народного хозяйства. Мы много спорим, говорим, читаем о профессиональной ориентации, о призвании. По-моему, истоки призвания – в удовлетворении сделанным, в пробе сил в самостоятельной работе, во всевозрастающем интересе к предмету, к науке: а что там – за новым перевалом? Вот я и стремлюсь к тому, чтобы мои ученики на каждом уроке, на факультативе, на занятиях химического общества обретали себя, находили свое призвание, чтобы смогли «услышать будущего зов». Эти слова Бориса Пастернака, по-моему, очень хорошо определяют суть и смысл нашего учительского труда – помочь детям «услышать будущего зов».

Л. В. Мохова всегда считала, что авторитарные методы воспитания глушат инициативу детей, их самостоятельность, смекалку, фантазию, возводят «стену отчуждения» между учащимися и педагогами. Не теоретически, а на конкретных примерах доказывала, какие творческие возможности таятся в каждом ребенке и как важно пробудить их доверием, нежностью, любовью. «Уклад безоговорочного послушания, пассивное восприятие мудрости взрослых и приводят к тому, что дети ищут отдушину вне школы, наш уход от откровенного разговора о болевых точках действительности заставляет их искать истину на стороне, и все мы знаем, какими последствиями оборачиваются эти поиски!» – это и другие высказывания Моховой не проходили в коллективе бесследно.

Людмила Васильевна не скрывала возмущения, когда открывала дневники учащихся, испещренные «колами» и двойками, нетактичными замечаниями в адрес детей. «Это эгоистическое стремление учителя свою власть показать – явная педагогическая беспомощность и безответственность, – с болью говорила она на педсовете. – Это вовсе не заслуга – поставить в журнале колонку двоек. Такая метода отбивает у детей охоту к учебе. Они начинают бояться школы, не любят предмет, который приносит только огорчения. Неприязнь к учению переносится на учителя. Оттого, наверное, самые правильные слова воспитателя не доходят до сердца ребенка, встречаются в штыки! А мы сердимся на непонимание ученика, называем его упрямым и трудным, усиливаем свой авторитарный нажим. Так создается порочный круг разлада между учителем и учеником, и нелегко вырваться из него! И взрослым, и детям. Значит, надо разорвать этот круг, установить в школе атмосферу взаимопонимания между учеником и учителем, между нами – педагогами!»

Да, о взаимопонимании педагогов также приходилось говорить Л. В. Моховой. Людмила Васильевна упорно ратовала за право учителя на поиск, на творчество, на новаторство. Меньше всего она думала о себе, о своих начинаниях, зная, что ничто и никто не заставит ее свернуть с выбранного пути неустанного поиска. Мохову беспокоила судьба молодых учителей, которые поддавались диктату бесконечных инструкций и указаний и, забывая про юношеские порывы, вступали на проторенную дорогу школьных будней, в которых каждый шаг учителя был строго регламентирован.


Полезное чтиво:
Всегда важна поддержка
Особенности метода Людмилы Васильевны
Методическая находка – обобщающие конспекты
Письма благодарных учеников
Как создавались карточки
Открытый урок Моховой – любой
Видеть чёткую и ясную цель урока