Донести достижения науки до всех и каждого

Время жизни и деятельности К. Д. Ушинского совпало с периодом быстрого развития мировой науки. В России условия для развития науки были малоблагоприятными, но, несмотря на это, и русские ученые добивались выдающихся достижений во многих отраслях научного знания.

Во времена К. Д. Ушинского велись жаркие споры о том, является ли педагогика самостоятельной наукой, в какой связи находится она с другими науками, в чем особенности педагогики как науки и каков предмет ее исследования.

Нужно сказать, что вопросы эти решались не отвлеченно, не умозрительно. Отношение к ним определялось в конечном счете социальными и идеологическими позициями различных классов и сословий.

Что касается самодержавия и церкви, то они были враждебны всякой науке, а педагогике в особенности. Министерство просвещения видело назначение педагогики в том, чтобы обеспечивать исполнение учителями распоряжений и циркуляров учебного начальства. В руководящих сферах на педагогику смотрели как на служанку чиновной бюрократии.

К. Д. Ушинский одним из первых выступил против такого отношения к педагогической науке, что было отмечено уже его современниками. Они говорили, что благодаря самоотверженной деятельности и гению Ушинского педагогика перестала быть исполнительницей министерских инструкций и становилась «самостоятельной, специальной отраслью знания, пользовавшейся авторитетом наравне с высшими науками».

Серьезным препятствием для развития русской педагогики было засилие реакционной немецкой авторитарной педагогики, пользовавшейся признанием «высших сфер». В оценке псевдонаучной немецкой педагогической литературы, которая навязывалась учителю учебным начальством, мнение К. Д. Ушинского совпадало с мнением прогрессивного немецкого педагога XIX в. А. Дистервега: «Это по большей части холодные, бессмысленные груды печатной бумаги, – и слог такой, что нечему удивляться, если люди, которые живут и почерпают из свежих источников живой литературы, видят в учителях похороненных людей, осужденных питаться такими продуктами, которые ни для кого более не пригодны».

На долю Ушинского выпала задача выяснить и разработать самые основы отечественной педагогической науки. В его трудах показывалось, что педагогика является особой областью необходимых и полезных для человека знаний, что педагогике присущи все свойственные и другим наукам признаки, что у нее есть свой предмет исследований, что без педагогической теории нет и не может быть успеха в деле воспитания подрастающих поколений.

Педагогика есть наука о воспитании человека, предметом ее исследований являются процессы воспитания и формирования человека. Будучи самостоятельной наукой, педагогика в то же время находится в тесной связи со многими смежными науками, использует знания о человеке, которые содержатся в так называемых антропологических науках. «К обширному кругу антропологических наук, – писал Ушинский, – принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека...»

Таким образом, по мнению К. Д. Ушинского, для разработки своей научной теории педагогика должна учитывать знания о человеке, имеющиеся во всех гуманитарных и естественных науках. Такая постановка целей и задач науки о воспитании была для того времени совершенно новой и необычной. Многим из педагогов она представлялась невыполнимой по своей чрезмерной обширности. Ушинский отвечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Однако не все науки в равной степени близки к педагогике, имеют одинаковые для нее значение. Ближе всего к педагогике стоят такие науки, как философия, история, социология, логика, психофизиология. Ушинский был хорошо знаком с современными ему достижениями философской мысли. И не просто знаком: он подверг критическому анализу все сколько-нибудь выдающиеся философские системы прошлого и современности с целью теоретического обоснования педагогики как науки о целенаправленном всестороннем развитии и о воспитании человека.

К. Д. Ушинский достаточно четко разграничивал два основных, главных направления в философии – материализм и идеализм. Те умозрительные идеалистические системы, которые не соответствовали реальной действительности, он отвергал как ненаучные. Во всех философских системах он искал положительные знания и теоретические идеи, которые не противоречили бы действительности.


Ушинский - великий русский педагог:
Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности
Теория и практика педагогической науки
Почему педагогика и наука и искусство
Каким путём идёт образование
Точно определить цели образования
Особенности классического обучения
Единство образования и науки