Единство образования и науки

К. Д. Ушинский был хорошо знаком с достижениями в важнейших областях естествознания и считал, что оно должно занять достойное место в общем образовании. «Естественные науки по всем отраслям не только были подвинуты вперед в смысле серьезной научной разработки, но сделались предметом внимания ученых и по отношению к педагогической стороне вопроса. Нам кажется, что трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке. Логика природы проще, очевиднее и сильнее логики классических языков, употребляемых до сих пор для цели развития».

Исключительно важную роль в содержании образования Ушинский отводил родному русскому языку, особенно на первых ступенях обучения.

Существовавшая практика изучения русского языка в школе ни в какой мере не удовлетворяла К. Д. Ушинского, во-первых, потому что на его изучение отводилось ничтожно малое количество учебного времени, во-вторых, потому что при его изучении все внимание было направлено на грамматические формы.

К. Д. Ушинский, конечно, не отрицал необходимости изучения грамматики, однако изучение грамматического строя должно быть лишь средством к освоению неисчислимых богатств родного языка: «В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной стороны, но и вся история духовной жизни народа».

Изучение родного языка обогащает ученика самыми разнообразными познаниями, развивает его ум, эстетически воспитывает, учит наблюдательности, сообщает правила строгой логики.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

В решении одного из основных вопросов дидактики – «чему учить?» – К. Д. Ушинский исходил из принципа научности содержания образования. Науки постоянно развиваются, и вместе с прогрессом наук должно изменяться и содержание школьного образования. При этом нельзя механически переносить в содержание общего образования последние достижения науки; дидактика проводит отбор новых данных науки, выделяя из них лишь те, которые могут иметь образовательное и воспитательное значение. Одна из задач педагогики заключается в том, чтобы «извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, отделив их от великого множества тех, которые такого приложения иметь не могут, свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобо-обозреваемую систему», – писал Ушинский.

К. Д. Ушинский не был кабинетным ученым, отстранившимся от жизни. Он активно вмешивался в действительность, беспощадно критиковал практику казенной школы. Так, официальная, казенная педагогика рассматривала умение читать и писать как главный критерий грамотности народа. Ушинский же доказывал, что образованность человека не может определяться лишь умением читать и писать. «Можно не уметь читать и писать и быть далеко образованнее того, кто усвоил себе этот нехитрый механизм, да на нем и остановился... Нам случалось даже заметить какую-то особенную неспособность к грамотности в простых и неиспорченных людях, необыкновенно способных не только к практической деятельности, но вообще к умственному развитию, и, наоборот, замечательно тупых грамотеев, обуянных какой-то бессознательной и бесполезной любовью к чтению. Одну из причин этого странного явления мы находим в самом способе учения грамоте, которое почти везде еще осталось у пас на прежней схоластической ступени».


Ушинский - великий русский педагог:
Разработка новых методов обучения
Обучение человека – богатство общества
Взаимное обучение ученика и учителя
Важно обучение труду с детства
Труд – нравственная основа жизни человека
Размышления о труде учителя
Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности