Характерные черты просветителей

Для правильного понимания педагогической системы К Д. Ушинского принципиальное значение имеет оценка идейного наследства 60-х годов, данная в конце XIX в. В. И. Писюновичем.

Вот эта оценка просветителей 60-х годов XIX в.:

«По характеру воззрений Скалдина можно назвать буржуа-просветителем. Его взгляды чрезвычайно напоминают взгляды экономистов XVIII века (разумеется, с соответственным преломлением их через призму русских условий), и общий «просветительный» характер «наследства» 60-х годов выражен им достаточно ярко. Как и просветители западноевропейские, как и .большинство литературных представителей 60-х годов, Скалдин одушевлен горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области. Эта первая характерная черта «просветителя». Вторая характерная черта, общая всем русским просветителям, – горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России. Наконец, третья характерная черта «просветителя» это – отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние, и искреннее желание содействовать этому. Эти три черты и составляют суть того, что у нас называют наследством 60-х годов...»

И далее В. И. Писюнович поясняет:

«Мы сказали выше, что Скалдин – буржуа... Но... у нас зачастую крайне неправильно, узко, антиисторично понимают это слово, связывая с ним {без различия исторических эпох) своекорыстную защиту интересов меньшинства. Нельзя забывать, что в ту пору, когда писали просветители XVIII века..., когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного»

Эту классическую характеристику русского просветительства 60-х годов XIX века в большой мере можно отнести и к педагогической системе К. Д. Ушинского.

Основные просветительские идеи К. Д. Ушинского были прямо связаны с защитой интересов широких народных масс, и прежде всего с интересами крестьянства. Ушин-екий справедливо считал, что нищий и забитый нуждою крестьянин не сможет должным образом воспользоваться предоставленной ему свободой, а не имея знаний, он не сможет эффективно вести своего хозяйства. Однако таких знаний современная Ушинскому школа не давала. В лучшем случае она учила элементарной грамоте, но и таких школ было крайне мало. Достаточно сказать, что в начале 60-х годов XIX в. расходы на народную школу составляли в среднем около 5 копеек в год в расчете на одного жителя.

Отклоняя требования школы для народа, власти обычно ссылались на отсутствие для этого средств у правительства и крестьян. Нельзя будто бы требовать у крестьянина денег на содержание школ, поскольку он и без того беден. К. Д. Ушинский разоблачал эти лицемерные уловки, убедительно показывая, что господствующие сословия заинтересованы в том, чтобы крестьянин оставался неграмотным: темнота и забитость крестьян служила источником их эксплуатации и самого беззастенчивого грабежа. Неграмотный крестьянин сплошь и рядом становился жертвой обмана со стороны различного рода мироедов и лихоимства чиновников, которые обирали его на «законном основании», и по своему произволу. «Да, – восклицал Ушинский, – невежество народа обходится ему так дорого, что, без сомнения, одной годовой непроизводительной платы за невежество достаточно, чтобы устроить порядочные школы по всей России и содержать их двадцать лет».


Ушинский - великий русский педагог:
Развитое общество – успешное образование
Как осуществить распространение образования среди народа
Предпосылки возникновения идеи народности воспитания
Система воспитания в духе русской культуры
Школа, созданная в интересах простого народа
Донести достижения науки до всех и каждого
Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности