Интерес к изучению педагогической науки

Ушинский приказал открыть загадочные шкафы, и когда он познакомился с их содержанием, то радости его не было границ: в них он нашел редкое собрание педагогических сочинений. «Этим двум шкафам, – говорил позднее Ушинский, – я обязан в жизни очень, очень многим, и, боже мой, от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенным у нас человеком. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение! Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет приводить свои идеи в исполнение, но вдруг обстоятельства переменились, – и бедняк мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями».

О лучшем наследнике своих литературных сокровищ Е. О. Гугель не мог и мечтать. Знакомство К. Д. Ушинского с библиотекой и работами Егора Осиповича Гугеля оказало ему неоценимую помощь в деятельности учителя и инспектора классов в Гатчине. Со всей страстностью своей натуры Ушинский отдался любимому делу. И результаты не заставили себя долго ждать. В то время, когда Ушинский пришел в Гатчинский институт, на повторное обучение в классах оставлялись 376 учащихся, а переводилось 243. В последующие годы картина резке меняется. Всего через один учебный год на повторное обучение было оставлено лишь 180 учащихся, а переведено в следующие классы 444.

Однако этот необыкновенный успех в организации учебного дела не удовлетворял К. Д. Ушинского. По должности преподавателя и инспектора классов он не имел права вмешиваться в воспитательный процесс, его влияние должно было ограничиваться учебной деятельностью. Меж тем Ушинский постоянно убеждался в том, что обучение и воспитание неразрывно связаны между собой, что искусственное их разделение противоестественно. В школе нельзя обучать не воспитывая: зачем нужно образование, если оно не делает человека гуманным, если оно не облагораживает чувств, не укрепляет волю, не воспитывает характер?!

Отдавая большую часть времени Гатчинскому сиротскому институту, К. Д. Ушинский продолжал сотрудничать в литературных журналах, составляя обзоры западноевропейской литературы по вопросам науки, культуры, просвещения, выступая со статьями по актуальным темам современности. В своих обзорах и статьях К. Д. Ушинский знакомил русских читателей с новейшими достижениями науки и техники, событиями экономической и общественно-политической жизни различных стран мира.

Круг попадавших в поле зрения Ушинского материалов был чрезвычайно широк. Он писал о международной промышленной выставке в Париже и о тенденциях развития английской философии, о распространении просвещения в Соединенных Штатах Америки и последних достижениях химической науки, о конъюнктуре на лондонской бирже и экономической политике метрополий в колониальных странах.

Нельзя было без волнения читать выступления Ушинского, направленные против господства Британской империи в захваченных ею странах. Ушинский разоблачал лицемерие английских колонизаторов, разглагольствовавших о своей «цивилизаторской миссии» по отношению к колониальным народам: «Английские публицисты кричат о правах человека, английские миссионеры со слезами на глазах проповедуют во всех концах мира безграничное милосердие и кротость; а между тела английские правители прибегают к пыткам, чтобы выжать налог из несчастного жителя Индии».

С каждым годом все определеннее становится интерес К. Д. Ушинского как ученого к проблемам педагогическим. Даже при выборе произведений западноевропейской художественной литературы для переводов по поручению редакций журналов он отдавал предпочтение тем, в которых затрагивались вопросы обучения и воспитания. Во второй половине 1855 г. журнал «Библиотека для чтения» печатает в переводе К. Д. Ушинского роман английского писателя Чарльза Диккенса «Тяжелые времена». В этом произведении Ч. Диккенса находили отражение новые тенденции развития педагогической мысли.


Ушинский - великий русский педагог:
Редактор журнала Старчевский беседует с Ушинским
Статьи о проблемах воспитания
Состояние образования в России
Каким было обучение воспитанниц Смольного
Новый инспектор Смольного был необычным для воспитанниц
Новаторство в изучении литературы
Перемены в работе классных дам