Как осуществить распространение образования среди народа

Ушинский был свидетелем начала бурного развития капиталистических отношений после отмены крепостного права. Россия шла по тому же пути экономического развития, которое совершалось во многих западноевропейских странах. К. Д. Ушинский изучал системы образования в этих странах, и от его проницательного взгляда не укрылся тот факт, что в наиболее развитых капиталистических странах образование так же не отвечает подлинным интересам народа. Изучая историю развития европейских школ, Ушинский приходил к мысли о том, что в буржуазном государстве привилегированные классы начинают думать о просвещении народа лишь в тех случаях, когда невежество бедного класса становится угрожающим для их господства и спокойствия. Ушинский убедительно показывал это на примере Англии. «Воспитание бедного класса, на которое начали теперь обращать в Англии большое внимание, – писал он, – не изменяет аристократического характера английского воспитания. Это не более как милостыня, бросаемая богачом бедняку, подвиг христианского милосердия, с которым английский джентльмен так умеет связать свою родовую гордость, и, наконец, благоразумная мера предупредительной полиции и финансовый расчет общества, которому известно, что содержание в тюрьме, куда бедняк, чаще всего попадает по невежеству, обходится дороже его воспитания».

Буржуазия давала народу образование лишь в той мере, которая соответствовала ее собственным сословным интересам. Поэтому распространение образования шло вразрез с гуманистическими целями. Анализируя обширный статистический материал, К. Д. Ушинский приходил к парадоксальным на первый взгляд выводам. Ему как просветителю казалось, что распространение знаний среди населения в любом обществе и государстве прямо пропорционально росту общественной нравственности и укрепления правопорядка. Однако данные о количестве школ и росте преступности в таких буржуазных странах, как Англия и Франция, свидетельствовали об обратном. «Образованность, цивилизация, на той степени и в том виде, как она ныне существует, не уничтожает зерна преступления; она только изменяет, обусловливает формы, в которых оно проявляется, – писал Ушинский. – Через распространение знания она смягчает нравы, но, обуздывая свирепство, насилие, она, может быть, в то же время благоприятствует разврату, под ее влиянием преступничество уменьшается относительно важности формы преступлений, но увеличивается относительно числа их».

Ушинский остро ощущал противоречия и пороки капиталистических общественных отношений, быстрое развитие которых начиналось и в России. Экономические интересы разделяли общество на непримиримо враждебные классы. Ушинский не видел других средств устранения этих антагонистических противоречий, кроме просвещения. Образование и школа, по его мнению, должны смягчить безжалостные экономические отношения, заложить «духовные и нравственные» основы развития общества, без которых общественный прогресс теряет всякую ценность и смысл. «Роскошь развивает фабрики, фабрики развивают роскошь; капиталист сколачивает новые капиталы; но капиталист бьется изо всех сил и лезет в долги, чтобы не отстать в роскоши от капиталиста; человек вертится на своем бархатном кресле, придумывая, как бы добыть бархатные драпри; потребность больших и больших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается; число самостоятельных производств уменьшается; одна громадная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один дуреет от жира, другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого – крайняя бедность превращает в машину; тот и другой приближаются к состоянию животному, а новые потребности, создаваемые ежеминутно промышленностью, увеличивают число недовольных жизнью».

Ушинскому казалось, что школа, образование, воспитание могут уменьшить, смягчить антагонизмы между низшими и высшими сословиями. Он не понимал, что чувства недоверия, зависти, злобы порождены «безжалостными экономическими отношениями» и могут быть устранены только изменением все тех же экономических отношений.

Ушинскому были свойственны просветительские иллюзии, но его педагогические взгляды отличались глубоким демократизмом. Чрезвычайно смелым, демократичным было требование К. Д. Ушинского передать дело народного образования в руки самого народа. Это требование говорит о безграничной вере Ушинского в творческие силы народа как создателя всех материальных и духовных ценностей, как подлинного творца истории.


Ушинский - великий русский педагог:
Предпосылки возникновения идеи народности воспитания
Система воспитания в духе русской культуры
Школа, созданная в интересах простого народа
Донести достижения науки до всех и каждого
Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности
Теория и практика педагогической науки
Почему педагогика и наука и искусство