Каким было обучение воспитанниц Смольного

Смольный институт, как и прежде, был закрытым учебно-воспитательным учреждением. Его воспитанницы не могли даже общаться, переписываться со своими родителями иначе как под надзором классных дам, в обязанность которым вменялась слежка за каждым шагом институток. Современники называли это заведение не иначе как «монастырем».

Обучение, воспитание, всю жизнь Смольного института пронизывал религиозно-монархический дух. В Смольный часто приезжала императрица и другие члены царствующего дома. В таких случаях в церкви Смольного служили молебны. Специально устроенная эстрада расписывалась картинками с аллегорическими изображениями «добродетелей государыни»: милосердия, любви к наукам, к искусствам и т. п. На эстраде шли представления воспитанниц, которые должны были выражать «любовь и преданность» императрице – покровительнице института.

Для методов воспитания в Смольном весьма характерен случай, происшедший незадолго до прихода К. Д. Ушинского. Воспитанница института, пятнадцатилетняя девочка, гречанка по происхождению, из газет узнала о гибели своего брата. Он был убит в сражении с турками. Когда подруги обратились к ней со словами сочувствия и выражением участия, девочка ответила: «Чего жалеть: он погиб за царя!» Эти слова быстро довели до сведения императора, и девице за верноподданнические чувства назначили пенсию в тысячу рублей до выхода замуж; сверх того были назначены тысяча рублей к моменту окончания института и приданое при замужестве.

В институте воспитывались навыки светского обращения, стремление к богатству и роскоши, к легкой жизни во что бы то ни стало. Затворницы Смольного отличались полным незнанием жизни своего народа и страны.

Бывший преподаватель Смольного института профессор А. В. Никитенко, пытавшийся осмыслить результаты педагогической деятельности института, вынужден был прийти к выводу о том, что «русское дворянство растит своих дочерей для придворного разврата в чаду безнравственности пышного по внешности высшего круга, что вся система воспитания и образования в Смольном фальшива. Тут думают только о плясках, о пенье и о реверансах... В них не развивают ни моральной силы, ни сознания своих семейных и общественных обязанностей. А между тем это матери будущего поколения».

Вот в это заведение и пришел К. Д. Ушинский с планами преобразования учебно-воспитательной системы на новых педагогических принципах.

Для воспитанниц перемена инспектора классов была событием. Это случалось не так уж часто. Церемониал знакомства им был известен до мелочей. Обычно вновь назначенный инспектор торжественно появлялся в классе в сопровождении начальницы, которая обязательно по-французски произносила:

– Monsieur, рекомендую: воспитанницы класса... И, обращаясь к воспитанницам:

– Mesdemoiselles, ваш новый инспектор. После чего все воспитанницы чинно, с легким поклоном привставали со скамей, выслушивая несколько банальных, но изысканно вежливых фраз инспектора о будущих успехах воспитанниц.


Ушинский - великий русский педагог:
Новый инспектор Смольного был необычным для воспитанниц
Новаторство в изучении литературы
Перемены в работе классных дам
Противостояние Ушинского и старого состава преподавателей
Методические статьи в журнале
Гражданское мужество просто зашкаливает
Уход из института в результате доноса начальства