Каким путём идёт образование

Образование, воспитание, обучение...

Кажется, не было других вопросов, которые во времена Ушинского возбуждали бы столько споров, страстей, мнений.

В чем сущность образования?

Какова связь образования с воспитанием?

Каким должно быть школьное обучение, его содержание, методы?..

В 60-х годах позапрошлого века вопросы эти являлись предметом острой и длительной полемики. Не только педагоги, но и ученые, писатели, философы считали для себя и общества чрезвычайно важным уяснение этих вопросов.

К. Д. Ушинский намеревался посвятить этим вопросам специальную книгу, которой должен был завершиться его главный труд «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология». «Моя дидактика» – такое название планировалось для новой книги. К сожалению, этому замыслу не суждено было осуществиться. Смерть прервала работу Ушинского над «Педагогической антропологией», третий ее том остался незавершенным. Не была написана книга по дидактике. Но из этого вовсе не следует, что дидактические взгляды Ушинского остались для нас неизвестными.

Дидактика – это теория образования и обучения. «Чему учить» и «как учить» – вот два основных вопроса дидактики.

Дидактические воззрения великого педагога можно проследить уже по проектам программ педагогического курса для женских учебных заведений, составленным Ушинским. В программах говорится о дидактике как об «искусстве сообщения знаний в приложении этого искусства к предметам учения».

Дидактика разделяется Ушинским на общую и частную. В общем курсе дидактики изложены правила учения чему бы то ни было, правила учения и развития детей до приобретения грамотности, правила обучения грамоте и введение детей в книжное учение, общий план всего учения, т. е. общая теория учебного процесса.

«Общий план всего учения» предусматривал «правила учения и развития детей до приобретения грамотности», а также обобщил в принципы обучения.

Дидактика Ушинского строилась на солидной философской базе. В основе ее лежала общая теория познания – гносеология. Процесс познания Ушинский понимал как познание закономерностей объективного мира. «Истины науки, – писал К. Д. Ушинский, – не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и более к сущности предмета».

Основные идеи теории образования и обучения были высказаны Ушинским еще в его ранней статье – «История одной французской эскадры», помещенной на страницах журнала «Современник» в начале 1853 г.

В этой работе К. Д. Ушинский говорил о трех путях познания: путь личных наблюдений и личного опыта; получение знаний от других людей; и, наконец, третий – через влияние сложившихся характеров.

«Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, – путем, ведущим к прочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая слишком коротка; или нас учат другие: этим путем мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильнейших, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим последним путем, едва ли не самым быстрым, ведет к изумительным результатам. Оно действует не на ум человека, медленно усваивающий новое, но на самый центр человеческой природы, на тот таинственный узел, которым связываются душа и тело, так что человек начинает радикально изменяться, прежде нежели сам подметит в себе эту перемену. Этот магнетический способ передачи создает те поразительные типы, в существование которых отказывается верить воображение, и изменяет натуру человека, не только не ослабляя ее, как обыкновенная наука, но придавая ей новую энергию».


Ушинский - великий русский педагог:
Точно определить цели образования
Особенности классического обучения
Единство образования и науки
Разработка новых методов обучения
Обучение человека – богатство общества
Взаимное обучение ученика и учителя
Важно обучение труду с детства