Любимый предмет гимназиста

Ландшафты родного края не были для Ушинского-гимназиста предметом пассивного любования и сентиментальной мечтательности. Длительные прогулки – это активное общение с природой, питающее чувства и мысль, развивающее способность наблюдения над окружающим: «Как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из-под снега, прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного, недремлющего внимания, и впечатления бытия до того переполняли мою душу, что я ходил как полупьяный. Но вот и снегу нет более, и неприятная нагота деревьев в саду заменилась со всех сторон манящими, таинственными зелеными глубинами; вот и вишни брызнули молоком цветов, зарозовели яблони, каштан поднял и распустил свои красивые султаны, и я бежал каждый раз из гимназии домой, как будто меня ждало там и невесть какое сокровище. И в самом деле, разве я не был страшным богачом, миллионером в сравнении с детьми, запертыми в душных стенах столичного пансиона? Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы?!»

Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине, – одно из самых характерных устремлений Ушинского-гимназиста.

Гимназия, в которой учился Ушинский, находилась в четырех верстах от дома, половина пути шла по живописному берегу реки Десны, и Костя охотно вышагивал по этому пути дважды: в гимназию и обратно домой, в урочище Покровщина. Не одни чувства восхищения от окрестностей Новгорода-Северского рождались в его душе, и не одними наблюдениями бесконечных перемен в окружающей природе был занят ум Кости Ушинского. Мысль его обращалась к далекому прошлому родного края. История небольшого городка на Черниговщине давала обильную пищу для воображения юноши, для размышлений об исторических судьбах своего народа.

Новгород-Северский – один из древнейших городов России. Многое видел он за свою историю. Половецкие набеги, поход Новгород-северского князя Игоря Святославича, крымских татар, поляков, литовцев. Сколько раз враги жгли и разрушали до основания город, но он снова поднимался из пепелищ!

На рубеже XV – XVI вв. Спасо-Преображенский монастырь Новгорода-Северского был местом временного приюта Григория Отрепьева, а вскоре перед стенами города появился Лжедмитрий с войском польского короля.

Новгород-Северский был очагом древней русской культуры. Уже в середине XVII в. при монастыре основывается типография, в которой печатаются книги на славянском, польском, латинском языках; была здесь и монастырская школа.

История – один из любимых предметов Ушинского-гимназиста. Он много и увлеченно читал. Большую часть времени посвящал самостоятельным занятиям. Для того чтобы расширить круг чтения, сделать для себя доступными книги не только на родном языке, он самостоятельно штудировал немецкий язык и преуспел в нем настолько, что мог читать произведения Фридриха Шиллера в подлиннике.


Ушинский - великий русский педагог:
Мечты Ушинского об университете
Юноша поступает в Московский университет
Один из лучших студентов
Неутолимая жажда знания выделяла его среди других
Уроки студенческих лет
Ушинский ведёт дневник
Выступая против собственных недостатков