Методические статьи в журнале

Если К. Д. Ушинский брался за какое-нибудь дело, то вносил в него подлинное творчество, перед которым отступали косность и рутина, казенщина и шаблон. Ушинский принял на себя обязанности редактора «Журнала Министерства народного просвещения». Раньше этот журнал почти не интересовал учителей, так как в нем печатались скучнейшие перечни казенных циркуляров и распоряжений. После того как редактором журнала стал К. Д. Ушинский, дело изменилось до неузнаваемости. Правда, в журнале продолжали публиковаться официальные известия, но главное содержание составляли статьи на педагогические темы. Учителя с жадностью перечитывали статьи новых авторов, а в особенности статьи, принадлежавшие самому редактору.

Менее чем за один год – с июля 1860 по май 1861 г. – Ушинский публикует в журнале такие выдающиеся педагогические работы, как «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Психологические монографии (Внимание)», «О нравственном элементе в воспитании» и другие. И каждая из этих статей раскрывала перед читателем новые и оригинальные идеи, выраженные к тому же в блестящей, своеобразной форме.

Старая, как мир, истина о том, что человек должен трудиться, в педагогических статьях К. Д. Ушинского наполнялась совершенно новым смыслом, злободневным не только в педагогическом отношении, но и в общественном. Накануне падения крепостного права Ушинский воспевает труд, свободный от принуждения и эксплуатации, и показывает неисчерпаемые возможности освобожденного труда для воспитания, для нравственного развития и морального совершенствования человека, показывает творческий труд как источник человеческого достоинства и счастья.

Разительным контрастом официальной педагогике были статьи К. Д. Ушинского в казенном, ведомственном журнале. Самые сухие вопросы методики обучения в освещении Ушинского приобретали черты, поражавшие воображение читателя своей глубиной и верностью. Если казенная педагогика, казалось, навсегда засушила, как живые растения для гербария, дисциплины школьного обучения, то Ушинский возвращал этим предметам их первоначальный глубокий смысл и значение.

Так, в методических статьях Ушинского родное слово начинало звучать, как «чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант».

«Язык народа, – писал Ушинский, – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы...»

Статьи Ушинского будили самосознание учителя, раскрывали его высокое назначение, указывали на огромную социальную ценность учительского труда, без которого невозможен прогресс в области технического, экономического, культурного, общественного и иного развития.

Незадолго до того как К. Д. Ушинский принял на себя обязанности редактора «Журнала Министерства народного просвещения», произошло еще одно событие, о котором Ушинский взволнованно сказал: «В первый раз в жизни моей дала мне судьба возможность высказать истину в такой высокой сфере». Волноваться было от чего: ему было предложено составить программу для образования и воспитания наследника престола Российской империи!


Ушинский - великий русский педагог:
Гражданское мужество просто зашкаливает
Уход из института в результате доноса начальства
В борьбе за народное просвещение в России
России нужны школы для простого народа
История школы в Швейцарии
Важнейшее значение народного образования
Сущность педагогики как науки в современных условиях