Новаторство в изучении литературы

Познакомившись поближе с преподавателями Смольного, Ушинский ясно понял, что для осуществления его педагогических идей и планов нужны новые учителя, которые были бы не чиновниками, не бездумными исполнителями указаний начальства, а педагогами. Для того чтобы развивать умственные и нравственные силы и способности юношества, нужны учителя, прежде всего сами способные к такому развитию. И он искал и привлекал новых учителей. В Смольный пришли Я. П. Пугачевский, М. И. Семевский, Д. Д. Семенов, Л. Н. Модзалевский, В. И. Водовозов и другие талантливые учителя, которые позднее стали выдающимися методистами, педагогами, учеными.

Приглашенные в Смольный Ушинским новые учителя составили кружок единомышленников, объединенных общими целями и педагогическими идеями. Еженедельно собирались они для совместного обсуждения новых методов преподавания и воспитания. В откровенных товарищеских беседах обсуждали они новости науки и литературы, новости культуры и последние события общественно-политической жизни. Именно на этих учителей опирался К. Д: Ушинский в осуществлении планов перестройки учебно-воспитательной системы Смольного института. А сделать в этом направлении Ушинскому удалось многое.

До прихода Ушинского в Смольном существовал порядок, согласно которому учениц переводили в следующие классы один раз в три года. При этом ученицы переводились независимо от успехов в учении. Даже при полном незнании курсов они все-таки переходили в последующие классы.

С приходом Ушинского переводы из одного класса в другой стали ежегодными. Эта мера давала возможность вовремя обнаруживать отставание отдельных учениц и устранять пробелы в их знаниях.

Сроки обучения на отделениях были неодинаковыми: на Николаевской, «благородной», половине – девять лет, на Александровской, «неблагородной», – шесть лет. Ушинский уравнял сроки обучения, определив семилетний курс обучения на обеих половинах.

Вместо полуторачасовых уроков были введены уроки продолжительностью в один час с пятнадцатиминутными перерывами (переменами) между уроками. Уроки стали не столь утомительными, теперь удавалось поддерживать внимание учениц на протяжении всего урока.

К. Д. Ушинский подверг пересмотру все содержание образования в Смольном. С помощью привлеченных им учителей он решительно менял программы обучения. Пересмотрено было содержание традиционных учебных предметов, их объем и последовательность изучения в классах, введены новые предметы. В Смольном стали изучать естествознание и физику, причем не путем заучивания текстов учебника, а с помощью наглядных пособий и опытов.

Менялось преподавание словесности. Раньше изучение литературы сводилось к тому, что преподаватель перечислял имена писателей и излагал содержание их сочинений. Ученицам оставалось запомнить и пересказать услышанное. Такое обучение вело к напряжению памяти и не оставляло места для развития самостоятельного мышления.

Ушинским был введен метод, при котором изучение литературы начиналось с чтения произведений художественной литературы. Затем учащиеся готовили отчеты о прочитанном с самостоятельным разбором литературных произведений. Так ученицы знакомились со всеми сколько-нибудь выдающимися произведениями отечественной и зарубежной литературы.

В таком же направлении менялись методы изучения языков. В младших классах было увеличено количество времени на изучение русского языка. Если до Ушинского занятия русским языком сводились к зазубриванию бесчисленного количества грамматических правил, без всякой попытки их осмысления, то теперь с изучением языка связывалось ознакомление с окружающей действительностью. По мнению Ушинского, самостоятельные рассуждения об окружающем мире являлись не только правом учителей и учащихся, но и их обязанностью.

В таком же направлении изменялось изучение географии, истории и других предметов.


Ушинский - великий русский педагог:
Перемены в работе классных дам
Противостояние Ушинского и старого состава преподавателей
Методические статьи в журнале
Гражданское мужество просто зашкаливает
Уход из института в результате доноса начальства
В борьбе за народное просвещение в России
России нужны школы для простого народа