Обучение человека – богатство общества

Два важнейших понятия педагогики – «образование» и «воспитание» – Ушинский считал почти равнозначными. Нельзя обучать, в то же время не воспитывая ученика. Обучение так или иначе воспитывает человека. Однако это вовсе не означает, что всякое обучение механически обеспечивает желаемые воспитательные результаты.

В то время, когда Ушинский пришел учителем в Гатчинский сиротский дом, а затем в Смольный институт благородных девиц, там наблюдался почти полный разрыв обучения и воспитания. Обязанностью учителя было преподавание того или иного предмета, а воспитание поручалось так называемым классным дамам. Это искусственное разделение Ушинский считал одним из самых больших зол существовавшей тогда системы образования.

С этим обстоятельством связана еще одна особенность словоупотребления в педагогических трудах К. Д. Ушинского. Слово «учитель» сравнительно редко встречается в его сочинениях и научных работах. Им он пользовался чаще всего тогда, когда речь шла о простой передаче специальных знаний, о сообщении сведений из различных областей науки – математики, физики, биологии и т. п. Во всех остальных случаях Ушинский употреблял слово «воспитатель» или «наставник». Эта особенность словоупотребления в трудах Ушинского не была случайной, она связана с одним из важнейших принципов его педагогической системы, а именно с принципом развивающего и воспитывающего обучения.

Во времена Ушинского широкое хождение имело мнение о том, будто распространение знаний в обществе оказывает облагораживающее на него влияние: чем больше люди приобретают знаний, тем лучше становятся нравы общества. Педагогические исследования К. Д. Ушинского рассеяли это заблуждение. Он убедительно доказал, что научные знания могут оказаться нейтральными по отношению к моральному развитию человека, если обучение не сопровождалось воспитанием.

«Увы, я никак не полагаю, – говорил Ушинский, – что ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящен во всей тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой». Знания только помогут безнравственному человеку изменить внешность, манеры поведения, он будет легче входить в доверие к людям, чтобы затем сознательно обманывать их. С помощью знаний он лучше замаскируется, но останется «все тем же вредным членом общества, даже сделается еще вреднее, еще неуловимее».

Называя учителя наставником, Ушинский тем самым подчеркивал, что образование имеет для человека и общества бесспорную ценность лишь тогда, когда оно соединено с воспитанием, когда оно рождает стремление бескорыстного служения общему благу, когда оно указывает высокие, достойные человека цели жизни. «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это ученье не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ?».

Своими педагогическими исследованиями К. Д. Ушинский установил те условия, при которых приобретаемые человеком знания оказывают на него развивающее и воспитывающее влияние.


Ушинский - великий русский педагог:
Взаимное обучение ученика и учителя
Важно обучение труду с детства
Труд – нравственная основа жизни человека
Размышления о труде учителя
Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности
Значение специальной педагогической литературы
Прогрессивные идеи устройства обучения в России