Один из лучших студентов

1840 г. июля 15 дня.

Вот когда пригодился тот навык самостоятельных занятий, та настойчивость в достижении поставленной перед собой цели, которые он стремился выработать еще на школьной скамье. Способность заниматься самостоятельно помогла ему хорошо подготовиться к вступительным экзаменам в университете, и он был зачислен студентом по юридическому факультету.

Состав студентов Московского университета 40-х годов был довольно пестрым, и слова А. И. Герцена о студенческих «братаниях» с большим основанием можно отнести к кружкам, в которые группировалось московское студенчество; в отношениях же между представителями разных кружков давала себя знать сословность.

Студенты-аристократы отличались и своей одеждой, и манерой поведения. Белые перчатки и треугольные шляпы, французский язык и разговоры о балах – все это должно было свидетельствовать о привилегированном общественном положении. Молодые люди из аристократических кругов науками занимались «между прочим».

Значительную часть студентов составляли выходцы из разночинцев и обедневших дворян, для которых характерной чертой являлась неутолимая жажда знания и любовь К науке.

Обстановка в Московском университете в годы обучения К. Д. Ушинского была сравнительно благоприятной, это время отмечено оживлением русской общественной Мысли. Разночинная молодежь зачитывалась статьями

В. Г. Белинского. Юноша Ушинский общался с выдающимися представителями науки, общественной мысли, культуры.

Первым среди них следует назвать профессора истории Т. Н. Грановского, имевшего наибольший успех в студенческой аудитории. Как об этом свидетельствовал А. И. Герцен, влияние Грановского на университет и на все молодое поколение было огромно и пережило его. С не меньшим успехом проходили лекции профессоров П. Г. Редкина, К. Ф. Рулье.

Тон в науке задавала не аристократия. В те годы в университет пришла группа молодых профессоров, горячо преданных науке, стоявших на самом высоком уровне европейской образованности. Они распространяли среди демократической молодежи убеждение в том, что наука является могучим фактором социального и общественного прогресса.

Вот на кафедру поднимается знаменитый Т. Н. Грановский: «Назначение истории – возбуждать к практической деятельности... Ваше предназначение в том, чтобы быть полезными гражданами, деятельными членами общества!»

К слушателям обращается профессор энциклопедии, философии и права П. Г. Редкий: «Ничто не доставляет уму человека того несравненного ни с чем наслаждения, как занятия наукой, то есть добывание истины, добывание знания».

Речь Т. Н. Грановского, всегда эмоционально окрашенная, вызывала у студентов захватывающий интерес к историческим событиям. П. Г. Редкий в своих лекциях увлеченно развивал мысли о том, что цивилизация, в особенности же просвещение и наука, являются тем рычагом, с помощью которого можно уничтожить зло во всех его проявлениях, что по мере успехов науки и просвещения в обществе будет воцаряться свобода и мир, благоденствие народа, о котором мечтали лучшие умы человечества.

Не без влияния Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина у студента Ушинского углублялся интерес к истории, исторической науке, который зародился еще в Новгород-Северской гимназии. Один из товарищей Ушинского по университету свидетельствует: «Он в то время с любовью изучал эпоху французской революции, к героям которой имел особое пристрастие. Он считал величайшим благом свободу».

Ушинский сразу же был замечен товарищами. «Уже во время приемных экзаменов и первых лекций в университете, – вспоминал одновременно с ним поступивший на юридический факультет Ю. С. Рехневский, – мы все обратили внимание на Ушинского, тогда весьма молодого человека, почти мальчика, с черными выразительными глазами, с умным и чрезвычайно симпатичным лицом».


Ушинский - великий русский педагог:
Неутолимая жажда знания выделяла его среди других
Уроки студенческих лет
Ушинский ведёт дневник
Выступая против собственных недостатков
Жизнь заставляет нас трудиться
Педагогическая деятельность в Ярославском лицее
Проблемы развития человека в современном обществе