Основные принципы педагогики Ушинского

Вторая половина 60-х годов была временем усиливающейся реакции. К. Д. Ушинский находился в оппозиции к бюрократической системе, господствовавшей в учебном ведомстве. И если раньше Ушинский считал для себя невозможной служебную деятельность, то к концу 60-х годов он окончательно для себя решает: «Официальной деятельности я никакой не принимаю, убедившись, что покуда это только толчение воды. Думаю ограничиться одной писательской деятельностью...»

Его внимание сосредоточивается исключительно на научной и литературной работе. В начале 1868 г. выходит из печати первый том «Педагогической антропологии». Осенью того же года Ушинский завершил работу над вторым томом. На очереди стоял том третий и последний.

Настойчиво, несмотря на все невзгоды, Ушинский шел к осуществлению давнишнего замысла, относящегося ко времени работы в Гатчине, когда одному из первоначальных фрагментов своего труда он предпослал заголовок:

«Главнейшие черты человеческого организма в применении к искусству воспитания».

Ушинский решительно порывает с традиционной, консервативной педагогикой, которую более всего заботили правила поведения учащихся, и ставит задачу создания новой педагогики, которую интересует внутренний мир учащихся, развитие личности ребенка.

Борясь против консервативной педагогики, которая опиралась главным образом на авторитет немецких ученых (их так высоко ценили в Министерстве просвещения царской России), Ушинский ставит грандиозную задачу создания педагогической науки о человеке. Ушинский считал, что созданию научной педагогики должен предшествовать всесторонний анализ жизнедеятельности человеческого организма, анализ физиологических и психических функций в свете новейших научных данных. Учитель и наставник, вооруженные знанием закономерностей развития человека, будут сами избирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае методы обучения и воспитания.

Третий том «Педагогической антропологии» должен был завершить многолетний научный груд. Основные материалы к нему были собраны, многие фрагменты опубликованы ранее в виде отдельных статей в журналах, и нужно было лишь время для литературного оформления результатов длительного научного поиска.

В третьем томе «Педагогической антропологии» могли получить отражение данные наук социально-исторических. На это определенно указывает содержание лекций К. Д. Ушинского по педагогике, прочитанных им воспитанницам старших классов Смольного института. Именно с рассмотрения вопросов социально-исторических начинал он свои лекции, когда говорил о вопиющей несправедливости того, что самый многочисленный класс народа, создававший все материальные ценности страны, сам оставался во мраке невежества и суеверий.

Одновременно К. Д. Ушинский продолжал совершенствовать от издания к изданию свои учебные книги «Родное слово» и «Детский мир». Критика его учебников велась с разных сторон. Как и раньше, Ушинского преследовали «защитники православия», религиозное ханжество которых он так ненавидел. Один из таких критиков в 1867 г. опубликовал статью, по существу являвшуюся доносом на автора «Родное слово». Указывая на то, что в книге Ушинского преобладал материал реальный, а религиозному было отведено второстепенное место, «критик» выдвигал то же обвинение, что несколько лет назад было выдвинуто против Ушинского священником Смольного института Гречулевичем, – обвинение в атеизме.

Ушинскому не впервые приходилось сталкиваться с выпадами против него злобствующих и корыстных недоброжелателей и завистников. Продолжая свое великое для русской школы и просвещения дело, Ушинский мог ответить таким «критикам» только презрением.

Отдавая все свои силы разработке научных основ педагогики, Ушинский не уходил в «чистую науку», не отгораживался ею от жиззни. Его по-прежнему волновали злободневные социальные и общественные события. В 1868 г. в газете «Голос» он публикует статью «Голод в России». Высмеивая буржуазную филантропию, показывая, что даже самые ужасные бедствия народа «образованное общество» превращает в источник развлечения для себя, Ушинский выступает инициатором организации общественной помощи голодающим.

https://casino-vulkan.com


Ушинский - великий русский педагог:
Война России против Германии
Развитие сети народных школ в России
Посвятил себя делу народного просвещения
Характерные черты просветителей
Развитое общество – успешное образование
Как осуществить распространение образования среди народа
Предпосылки возникновения идеи народности воспитания