Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности

В разработке педагогики как науки Ушинский уделил много внимания ее материалистической философской основе. Говоря о том, что материалистическое направление не выработало еще законченной системы, подобной гегелевской («материализм еще ждет своего Гегеля»), Ушинский высоко оценивал значение философии для педагогики.

Оценка Ушинским философского материализма свидетельствовала о его большой научной проницательности. Развитие философии середины XIX в. шло различными путями. Широкое распространение получили в то время вульгарно-материалистические взгляды Бюхнера, Фогта, Молешотта, которые игнорировали специфику человеческого сознания. Они утверждали, будто вся психическая деятельность человека, не исключая мышления, есть простой продукт физиологических «отправлений» организма. «Мозг выделяет ум подобно тому, как почки отделяют мочу – твердили сторонники вульгарного материализма. Однако Ушинский смог отличить вульгарно-материалистические учения от материалистического направления философской мысли, когда писал: «Много положительного внесла и продолжает вносить эта философия в науку и мышление, искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий, преобладающему в последнее время».

Ушинский показывал, что человек – «существо не рассудочное только, а разумное, что у него несравненно больше отличий от животного, чем сходства, что человеческие способности языка и речи, мышления, чувствований, самосознания и все другие истинно человеческие способности не имеют в животном мире себе никаких даже простейших аналогов».

Ни одну из современных ему философских систем Ушинский не считал достаточной для того, чтобы положить ее в основу теории воспитания. Для педагогической теории нужны конкретные знания о психической деятельности человека, о закономерностях восприятия, памяти, мышления, но тогдашняя наука почти ничего или слишком мало знала о закономерностях этих процессов психической деятельности.

Тот факт, что современная ему наука слишком мало знала о законах, по которым формируется «душа» человека, Ушинский объяснял чрезмерно практичным направлением своего века, когда ценность научных открытий определялась исключительно возможностью их коммерческих приложений. В погоне за средствами существования люди слишком мало думали о духовных ценностях. Констатируя этот печальный факт, Ушинский предсказывал, что в будущем такое положение должно измениться: «Когда наконец ситец будет доведен до невозможной дешевизны, бархат и золотые кисеи до невозможной дороговизны, пароходы будут носиться с быстротой ветра, а электрические телеграфы передавать известия о погоде с быстротой мысли, – тогда человек, без сомнения, захочет узнать что-нибудь и о собственной душе своей».

Под влиянием идеалистической философии в середине XIX в. господствовало мнение о невозможности научного изучения «души» человека. В противоположность этому мнению вульгарные материалисты игнорировали наличие сложного духовного мира человека.

Ушинский отвергал обе эти точки зрения. В его понимании «душа» не была чем-то мистическим, непознаваемым, недоступным для научного исследования. Оп считал, что в человеке физическое и психическое находятся в единстве и взаимосвязи, что разделить эти две стороны можно только в воображении, а в действительности человек представляет собой нераздельное единство материального и духовного. Мысли К. Д. Ушинского о материальной основе «души», о единстве и взаимосвязи физического и психического, о необходимости изучать эти взаимосвязи научными методами в целях совершенствования природы и способности человека для своего времени были чрезвычайно смелыми и оригинальными.

«Разве предмет воспитания, душа человеческая, – спрашивал он, – не имеет так же своих законов, как и предмет медицины, тело? Почему анатомия, физиология, патология возможны для тела и не нужны для души? Разве душа, как и тело, не имеет своего организма, не развивается по внутренним своим законам, не подвержена уклонениям от нормального состояния? Разве в явлениях душевной деятельности, в развитии души в различных личностях мы не замечаем ничего общего? Разве здесь нет также фактов и законов?»


Ушинский - великий русский педагог:
Теория и практика педагогической науки
Почему педагогика и наука и искусство
Каким путём идёт образование
Точно определить цели образования
Особенности классического обучения
Единство образования и науки
Разработка новых методов обучения