Педагогическая деятельность в Ярославском лицее

Первым руководителем вашим должен быть ваш свободный разум...

К. Д. Ушинский

Во второй половине 40-х годов XIX в. в России все более усиливалась политическая реакция. В невыносимо гнетущих формах она проявлялась в науке и просвещении. Правительство пыталось ограничить развитие науки и просвещения «дозволенными властью» рамками. Министерство просвещения и синод с помощью огромной армии чиновников и служителей церкви вели постоянный надзор за учебными заведениями, в особенности за университетами и лицеями. При этом чиновники руководствовались .указанием самого царя Николая I о том, чтобы впредь все положения и выводы науки основывались «не на умствованиях, а на религиозных истинах, в связи с богословием».

Деятели казенной педагогики пытались во всех учебных заведениях придать обучению узкоутилитарный характер. В этом же направлении действовал и попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов, когда решил преобразовать Ярославский лицей по образцу немецких камеральных училищ. В связи с этим Строганов предложил нескольким отличившимся кандидатам Московского университета места преподавателей в Ярославском лицее. Среди них был и К. Д. Ушинский.

С точки зрения административной граф допустил при этом явный просчет: взгляды Ушинского, его отношение к немецкой камералистике оказались совершенно противоположными тем, каких придерживалась казенная педагогика и попечитель Московского учебного округа. Но это обнаружилось позднее. А теперь двадцатидвухлетний К. Д. Ушинский направлялся в Ярославль, для того чтобы приступить к исполнению обязанностей профессора кафедры энциклопедии законоведения, истории законодательств и финансовой науки.

Камеральные науки в то время включали обширные отрасли знания – историю и политическую экономию, этнографию и правоведение, естествознание и философию, психологию и филологию. Ушинский должен был раскрывать сущность и системы всех этих наук, показать их приложение к практической жизни.

Первую свою лекцию в Ярославском Демидовском лицее К. Д. Ушинский начал призывом к слушателям посвятить себя деятельности на благо отечества. Высоко ценя самостоятельность в образовании и обучении, он говорил: «Первым руководителем вашим должен быть ваш свободный разум, а главным двигателем – стремление к истинному просвещению».

В то время было немало деятелей казенной науки, раболепствовавших перед «заграничной ученостью». Ушинский в своих лекциях убедительно доказывал ограниченность немецкой камералистики, которая представляла собой свод узкопрактических советов по различным видам промышленности, советов, в конечном счете оказывавшихся весьма «непрактичными».

Важную часть камеральных наук составляло естествознание. Профессор Ушинский рассматривал развитие естественных наук как непрерывную борьбу человеческого разума со «скрытностью» природы.

Обозревая географию России, указывая на огромные природные богатства страны, Ушинский говорил: «Много еще нетронутых сил дремлет в лоне русской природы, пробудить их и воспользоваться ими – великая задача, великое назначение!»

Современники и биографы Ушинского свидетельствуют, что он «со всем пылом чистой юношеской души предался чтению лекций, к чему почувствовал страстное влечение». Скоро он занял «одно из наиболее почетных Meet среди других профессоров Ярославского лицея, как даровитый лектор, вполне владевший предметом, и пользовался большим расположением и уважением учащихся».

Через два года после начала преподавательской деятельности Ушинского в Ярославском лицее выходят в свет отдельной книгой его лекции «О камеральном образовании». Книга была издана в Москве в университетской типографии. Молодой профессор противопоставил немецкой науке свою систему, в основу которой было положено изучение народной жизни, экономической, семейной, бытовой, общественной.

Одновременно с мая 1848 г. Ушинский вел журналистскую и литературную работу в качестве редактора неофициальной части местной газеты «Ярославские губернские ведомости».

постелить рулонный газон


Ушинский - великий русский педагог:
Проблемы развития человека в современном обществе
Царское министерство просвещения
Власть против профессора Ушинского
Время отдано работе
Ушинский усиленно изучает историю
Путь к намеченной цели
Встреча с Надеждой Дорошенко