Перемены в работе классных дам

Реформа системы обучения оказывала влияние на воспитание. Заметно менялось отношение учениц к учению. На классных занятиях исчезла скука, пробуждалась активная умственная деятельность, совершался напряженный труд, иногда утомительный, но всегда сопровождающийся радостью действительного познания.

Старшие ученицы теперь сами готовили лекции и нисколько не опасались оскорбительных упреков классных дам в недобросовестности, лености, глупости, тупости.

«У нас, – вспоминала Е. Н. Водовозова, ученица К. Д. Ушинского, – шла до невероятности напряженная, лихорадочная работа. Каждую лекцию, по очереди, должны были составлять пять-шесть воспитанниц, остальные делали то же по другим предметам, а между тем в послеобеденное время каждой приходилось готовить еще уроки по двум, а то и по трем предметам... Самую лучшую работу учитель прочитывал в классе. Если воспитанница почему-нибудь не могла составить лекцию, она заявляла об этом учителю и должна была заняться ею в следующий раз. Явился живой интерес к знанию, охвативший все наши душевные силы, все наши помыслы».

Ученицы теперь не только приобретали большой объем знаний. Влияние всего процесса обучения простиралось дальше эрудиции и образованности: формировался совершенно иной взгляд на мир, окружающую действительность, назначение человека, изменялись сами понятия о смысле жизни, о призвании и счастье человека.

В Смольном институте происходили разительные перемены. Только вот с традиционным этикетом Ушинский никак не хотел считаться, и это вызывало возмущение классных дам и начальницы института.

С классными дамами у К. Д. Ушинского начались столкновения с первых же дней его деятельности в Смольном институте. Одна из обязанностей классных дам заключалась в том, чтобы присутствовать на уроках, наблюдая за поведением учениц, поддерживая внешний порядок и дисциплину. Ушинский же считал, что уроки должны быть интересными для учащихся. Если учитель сможет заинтересовать учеников своим предметом, то не нужно будет никакого надзора за поведением в классе. Ученики не станут отвлекаться на посторонние дела, все их внимание будет занято интересным для них предметом.

Однажды во время урока немецкого языка, на который пришел инспектор Ушинский, произошел такой случай. Классная дама, отложив в сторону вязанье (чем она обычно занималась, сидя в классе), подошла к одной из воспитанниц и стала грубо вырывать что-то у нее из рук. Услыша скрип стула и возню дамы с воспитанницей, Ушинский обратился к даме:

– Перестаньте же, наконец, шуметь! Кто Вас просит сидеть в классе? Учитель сам обязан поддерживать порядок.

Сделав замечание, Ушинский сразу же забыл о нем, как и о классной даме, будучи целиком поглощен уроком. Но дама была шокирована: что это значит? Учителя и инспектора должны относиться к ней с почтением. После уроков она обратилась к Ушинскому срывающимся от негодования голосом:

– Это все, все будет доложено кому следует!


Ушинский - великий русский педагог:
Противостояние Ушинского и старого состава преподавателей
Методические статьи в журнале
Гражданское мужество просто зашкаливает
Уход из института в результате доноса начальства
В борьбе за народное просвещение в России
России нужны школы для простого народа
История школы в Швейцарии