Посвятил себя делу народного просвещения

Произнесенные Ушинским за несколько минут до смерти слова «Света, больше света!» можно считать в известном смысле символическими, ибо они указывают на самую существенную сторону педагогической системы К. Д. Ушинского и вместе с тем на важную черту его личности: он был просветителем.

Ушинский жил на рубеже двух эпох, когда на смену феодально-крепостнической России шла Россия буржуазная. Он считал, что крепостное право является главным препятствием на пути экономического, социального и культурного прогресса страны. Крепостничество есть вопиющая социальная несправедливость, и оно несовместимо с идеалами свободы и общественной нравственности. «Нравственность и свобода, – писал К. Д. Ушинский, – два такие явления, которые необходимо обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут».

Однако путь открытой революционной борьбы против крепостничества Ушинский не принимал. Он не поднялся до уровня революционно-демократической идеологии Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

Ушинский не скрывал своих просветительских взглядов и не боялся высказывать их перед кем бы то ни было. По его глубокому убеждению, все достижения науки и техники, культуры и искусства являются созданием народного гения, а между тем подавляющая масса народа лишена самого элементарного образования. Незадолго до того, как он был уволен из Смольного, в лекциях по педагогике для старших воспитанниц Ушинский говорил: «Вы обязаны просвещать простой народ, ваших крепостных, так называемых ваших рабов, по милости которых вы находитесь здесь, получаете образование, существуете, веселитесь, ублажаете себя мечтами, а он, этот раб ваш, как машина, как вьючное животное, работает на вас, не покладая рук, не допивая и не доедая, погруженный в мрак невежества и нищеты!»

К тому времени, как Ушинский выступил на педагогическом поприще, русское просветительство как течение общественной мысли имело свои традиции. Признание важной роли просвещения в развитии общества по пути прогресса было свойственно каждому этапу освободительного движения в России. «Ничто столь сильно не действует на благоденствие царств и народов, как воспитание», – провозглашал в «Русской правде» декабрист П. И. Пестель. С успехами просвещения связывали будущее России революционеры-демократы В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

В переломный момент русской истории – в период падения крепостного права – вопросы народного просвещения становились особенно острыми и злободневными. Царское правительство рассматривало образование как дворянскую привилегию и всеми средствами препятствовало распространению знаний среди демократических слоев населения. Удерживать народ в темноте и невежестве господствующим классам помогала церковь.

Отношение Ушинского к самодержавию и к церкви было сложным и противоречивым. Как просветителю Ушинскому были свойственны политические иллюзии, особенно ярко проявились они при разработке им программы воспитания наследника российского престола. Но основные педагогические идеи Ушинского находились в явном противоречии с политикой самодержавия в области народного образования.

Ушинский считал, что наряду с наукой в воспитании должна иметь место и религия. Не следует забывать, что во времена Ушинского, в период политического бесправия народа и засилия церкви безрелигиозное обучение было невозможным делом. Как заметил один из современников Ушинского, тогда «нельзя было говорить об удобрении земли, не сославшись на тексты священного писания». Но в то же время церковники настойчиво домогались запрещения книг Ушинского в народной школе именно за то, что их содержание не способствовало достижению целей религиозного воспитания.


Ушинский - великий русский педагог:
Характерные черты просветителей
Развитое общество – успешное образование
Как осуществить распространение образования среди народа
Предпосылки возникновения идеи народности воспитания
Система воспитания в духе русской культуры
Школа, созданная в интересах простого народа
Донести достижения науки до всех и каждого