Предпосылки возникновения идеи народности воспитания

Наиболее важное место в системе педагогических взглядов К. Д. Ушинского занимает идея народности воспитания. Ею пронизано подавляющее большинство его статей, книг, учебников, к ней обращался он при решении самых главных проблем педагогики и школы, ею определял он достоинства или недостатки обучения и воспитания в школе, семье, обществе. Идея народности рассматривалась Ушинским в таких работах, как «Три элемента школы», «О нравственном элементе в общественном воспитании», «Вопрос о народных школах», «Воскресные школы», «О пользе педагогической литературы» и других.

Следует заметить, что сама идея народности была высказана задолго до Ушинского. Применительно к литературе и искусству она была глубоко развита революционерами-демократами В. Г. Белинским и А. И. Герценом, Н. А. Добролюбовым и Н. Г. Чернышевским. Эта идея порождалась всем ходом экономического и социального развития страны. Она была связана с борьбой крестьянских масс против крепостничества, с наступившим в 60-х годах XIX в. народническим этапом освободительного движения в России. Освободительное движение было главным фактором развития прогрессивной культуры: русская культура прониклась идеями социальной справедливости, сочувствием к нуждам и страданиям порабощенного народа, приобретала благородные черты гуманизма, вдохновляла всех честных людей на служение народу.

Центральная идея педагогической системы К. Д. Ушинского была органически связана с развитием национального самосознания русского народа. «Каждый народ, – писал Ушинский, – имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы».

Идея народности воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского была направлена прежде всего против официальной педагогики. Когда попечитель Московского округа разъяснял собранию университетских профессоров, что народность следует понимать как беспредельную преданность самодержавию, это не было случайностью – это было изложением одного из принципов монархической идеологии, на страже которой стояла официальная педагогика. Разрабатывая свою педагогическую систему, Ушинский отстаивал интересы народа в области образования. Он открыто осуждал стремление господствующих и привилегированных сословий использовать школу и образование в качестве «орудия своих династических расчетов».

В 60-е годы в так называемом «образованном обществе» распространялось мнение о том, что народ-де не хочет иметь школы, не понимает значения образования, не может оценить «усилий правительства» по организации школ. Версию о «неприятии» народом школы и образования поддерживали не только крепостники-помещики, но и отдельные деятели культуры, которых нельзя было отнести к идеологам помещичьего класса. Один из них, например, писал о том, что для него «остается загадкой упорное сопротивление народа» попыткам правительства учреждать школы.

Для К. Д. Ушинского ничего загадочного в этом не было. «Мы хотели, – возражал он, – воспитывать народ для наших собственных целей, и вот почему он с таким недоверием смотрит на учреждаемые нами школы. Но если мы станем учить народ для его собственной пользы, тогда и его взгляд на школы переменится».

Такое отношение к народному образованию во многом совпадало с точкой зрения революционеров-демократов. Революционно-демократический лагерь, и прежде всего его вожди Ы. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, видели в подъеме просвещения и грамотности необходимое условие народного благосостояния. Констатируя тот факт, что Россия в этом отношении была одной из самых отсталых стран, Н. Г. Чернышевский высмеивал «тупоумные и нелепые клеветы» на русского человека, якобы расположенного к лени и не желающего учиться.


Ушинский - великий русский педагог:
Система воспитания в духе русской культуры
Школа, созданная в интересах простого народа
Донести достижения науки до всех и каждого
Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности
Теория и практика педагогической науки
Почему педагогика и наука и искусство
Каким путём идёт образование