Прогрессивные идеи устройства обучения в России

Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают создателем русской общеобразовательной школы. Отбросив чуждые народу цели, которые навязывались школе официальной педагогикой и чужеземными теориями, он определил ее действительные задачи – посредством обучения грамотности распространять подлинное образование, пробуждать в народе жажду знаний, развивать ум народа, вносить свет знания в самые глубины народной жизни.

Ушинский сформулировал главные принципы обучения в народной школе, указал основное содержание ее деятельности, разработал методы развивающего и воспитывающего обучения, наметил пути, идя которыми школа может безгранично совершенствовать свою работу.

Ушинский создал педагогическую систему, построенную на научных основах и отвечавшую насущным потребностям России в просвещении, началом и конечной целью которой были идеи народности и патриотизма. Главные принципы этой системы блестящим образом были воплощены в учебных книгах Ушинского для школы, книгах, по которым учились многие поколения русского народа и которые были известны всей читающей России.

Ушинский раскрыл великое значение научных знаний и образования для движения человеческого общества по пути прогресса и процветания, указал на выдающуюся роль школы и учителя, как главного деятеля просвещения в этом движении, наметил программу всеобщего обучения и предсказал осуществление ее в ближайшем будущем.

В девятую годовщину со дня его смерти ученики и последователи К. Д. Ушинского могли с удовлетворением констатировать, что, несмотря ни на какие препятствия, дело, которому посвятил свою жизнь Ушинский, продолжало расти. Отмечая это, Л. Н. Модзалевский говорил: «Чем далее будет развиваться наша педагогическая литература и чем более будет совершенствоваться русская школа, тем более должно расти и значение К. Д. Ушинского, вдохнувшего идею в русское воспитание и указавшего ему путь к бесконечному развитию».

И действительно, прогрессивная отечественная педагогика второй половины XIX в. развивалась плодотворно в той мере, в какой она шла по пути, проложенному

Ушинским. Какую бы отрасль педагогического знания мы ни взяли – теорию воспитания или дидактику, физическое, умственное, эстетическое воспитание или методику наглядного обучения, – в развитии каждой из этих областей педагогической науки нетрудно проследить могучее влияние К. Д. Ушинского.

В конце XIX – начале XX в. не было ни одного русского педагога и деятеля народного образования, который не испытал бы на себе благотворного влияния идей Ушинского. Д. Д. Семенов и В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин и В. П. Острогорский, И. Н. Ульянов и Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Лесгафт и П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров и П. П. Блонский – все они считали себя учениками и последователями К. Д. Ушинского, все они, разрабатывая отдельные области педагогики и методики, следовали заветам Ушинского.

Влияние Ушинского не ограничивалось русской школой. Оно распространялось на передовых педагогов Грузии, Армении, Казахстана, Украины, Белоруссии и других народов нашей страны. По классическим образцам Ушинского создавали учебные книги для национальной школы Я. С. Гогебашвили («Грузинская азбука», «Ключ к природе», «Родная речь»), армянский педагог Н. Тер-Гевондян, казахский просветитель И. Алтынсарин. Педагогические идеи Ушинского проникали в школы Болгарии, Чехии, других славянских стран.

Ушинский далеко опередил современную ему науку воспитания, он развивал такие идеи, которые не могли быть приняты в обществе угнетения и эксплуатации, многие из его идей принадлежали будущему. И именно поэтому подлинной наследницей его педагогического учения стала современная педагогика.

В 20-х и в начале 30-х годов в литературе высказывались упрощенческие и неверные суждения об Ушинском. Конец вульгарно-социологическому отношению к педагогическому наследию К. Д. Ушинского был положен выступлением газеты «Правда».

В нашей стране с тех пор педагогическое наследие К. Д. Ушинского стало предметом внимательного изучения педагогами; его сочинения многократно и большими тиражами переиздавались на русском языке и языках народов России. В 1948 – 1952 гг. по постановлению правительства России было осуществлено издание его пятнадцатитомного собрания сочинений.

К. Д. Ушинский был сыном своего века. По многие поставленные им проблемы педагогической науки сохраняют актуальность и в наше время.

Ярким свидетельством торжества педагогических идей К. Д. Ушинского стал в 1974 г. стопятидесятилетний юбилей со дня его рождения. Педагоги надолго запомнят вечер в Большом театре Москвы. На торжественное собрание пришли учителя и работники народного образования, государственные, партийные и общественные деятели, министры, ученые, деятели культуры и искусства. Они говорили о том, что в нашей стране, когда среднее образование стало всеобщим, прогрессивные идеи Ушинского приобрели новый и глубокий смысл, они вошли в золотой фонд науки.

«Чествуя сегодня память Ушинского, – говорил министр просвещения России М. А. Прокофьев, – мы тем самым подчеркиваем огромную важность и жизненную силу его нестареющего наследства для дальнейшего развития педагогики и многонациональной школы... Идеи Константина Дмитриевича Ушинского о воспитании человека живут, входят органической частью в педагогическую науку».


Ушинский - великий русский педагог:
Важная взаимосвязь теории и практики в педагогике
Сравнивая медицину и искусство воспитания
Природные богатства страны и связь с трудом
Если вспомнить жизнь римского гражданина
Жизнь и деятельность великого педагога
Какими были годы обучения в гимназии
Ученические будни юных гимназистов