Разработка новых методов обучения

В качестве одного из схоластических способов, отбивающих охоту к учению и препятствующих действительному образованию, К. Д. Ушинский называл буквослагательный метод.

Главным в этом методе, просуществовавшем в России в течение четырех столетий, было заучивание букв .(аз, буки, веди...), затем – слогов. При этом методе ученик не понимал, как из «складов» получаются слова, и ему ничего не оставалось как заучивать не имевшие для него смысла «слоги» и «склады». Для того чтобы обучить ребенка грамоте, требовалось два-три года, а то и большее

количество лет.

К. Д. Ушинский убедительно доказывал, что обучение буквослагательным методом воспитывает ненависть к школе, отталкивает от школы более способных детей, у которых часто не хватает терпения пройти весь путь бессмысленного заучивания складов.

В противовес буквослагательному методу обучения грамоте Ушинский разработал один из вариантов звукового, аналитико-синтетического метода, который развивал способности учащихся, вызывал их живейший интерес к самому процессу чтения и письма. Метод Ушинского сокращал время на обучение чтению и письму более чем в десять раз.

К. Д. Ушинский считал, что начальный этап обучения имеет особое значение для всего последующего образования человека. Учителя и родители, не учитывающие особенности детей младшего школьного возраста, допускают наибольшее количество ошибок и просчетов. Одна из самых грубых и распространенных при этом ошибок проявлялась в стремлении взрослых передавать детям отвлеченные слова и понятия, осмысленно усвоить которые дети не могут.

Стремясь преодолеть трудности в передаче знаний детям, Ушинский разработал метод наглядности в преподавании.

Наглядный метод обучения способствует накоплению ребенком конкретных знаний об окружающем мире, исподволь подготавливает и тот материал, на основе которого ребенок постепенно входит в область отвлеченных понятий. «Этот ход ученья, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли, так естественен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности».

К. Д. Ушинский смело ломал устаревшие взгляды на образование и методы обучения, он разрабатывал научные принципы дидактики, овладев которыми учитель переставал быть слепым исполнителем министерских циркуляров и становился искусным творцом учебного процесса, главной целью которого являлось всестороннее развитие способностей учащихся и формирование их характера.

Вздумалось козлику В лесу погулять

Вот как Вот как;

Вот лесу погулять! Напали на козлика серые волки.

Вот как! Вот как»! Серые волки оставили бабушке рожки да ножки.

Вот как) Вот как! Рожки да ножки.

№ 9. Животные травоядные и плотоядные.

*Кто ест траву? коровы, лошади, овцы, козы, зайцы, кролики, олени, верблюды, слоны.

*Кто ест мясо? кошки, собаки, волки, тхоры, лисицы, львы, тигры.

Волки. Лошади. Столы. Сапоги. Овцы. Тигры. Бараны. Лисицы. Ножи. Собаки. Зайцы. Киши. Барси. Козы. Олени. Чашки. Куры. Верблюды. Рукавицы.

Сказала волку лиса: не хочешь ли, кум, свина – Не торопись, коза, в лес все волки твои будут. – У кумушки лисы зубки остры.

Страница из «Родного слова» (использование метода наглядности в изучении явлений внешнего мира).

Услуги металлобработки здесь


Ушинский - великий русский педагог:
Обучение человека – богатство общества
Взаимное обучение ученика и учителя
Важно обучение труду с детства
Труд – нравственная основа жизни человека
Размышления о труде учителя
Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности
Значение специальной педагогической литературы