Развитое общество – успешное образование

Ушинский ставил в прямую связь экономическое развитие общества от успехов образования, считая устройство хороших школ наиболее выгодной «коммерческой операцией», которая может принести самый высокий «процент дохода». Развивая ум человека, обогащая его познаниями, школа создает тем самым наиболее ценный общественный капитал, истинное богатство общества, без которого все остальные капиталы остаются мертвыми. «Человек сам, и ничто другое, есть источник своего богатства. Развейте ум человека, обогатите его познаниями окружающего мира, и он превратит и болота, и пески, и безлюдные горы в источники богатства. А пока человек дремлет в невежестве, до тех пор скудна самая богатая от природы страна, и народы нищенствуют, и финансы находятся в жалком положении, какие бы ни предпринимались кредитные обороты, которые без истинного богатства всегда останутся перекладыванием клочков бумаги из одного пустого кармана в другой, такой же пустой».

Когда Ушинский доказывал, что устройство хороших школ есть «самая выгодная финансовая операция», поскольку народная школа «открывает самые источники богатства», он был далек от буржуазно ограниченного понимания ценности образования. В то время наиболее дальновидные буржуазные деятели выступали за более широкое распространение грамотности. Однако их политика была классово ограниченной и корыстной и диктовалась отнюдь не гуманными, а тем более не патриотическими соображениями.

Буржуазные экономисты приходили к выводу о том, что использование в производстве грамотного работника для них гораздо выгоднее, оно приносит больше дохода; рабочий, не имеющий известного круга знаний и технических умений, вообще не может быть использован в машинном производстве. Позиция буржуазных предпринимателей в корне отличалась от отношения Ушинского к школе как к средству «увеличения умственного капитала народа». Буржуазия заботилась о других капиталах.

К. Д.Ушинский высказывался за обязательное школьное образование для всего народа. Требование введения обязательного обучения, в то время было чрезвычайно смелым, многим оно казалось утопическим. Но Ушинский верил, что обязательное школьное обучение неизбежно для России, что его осуществление даст могучий толчок прогрессу его Родины, ознаменует невиданный подъем интеллектуального развития народа.

Взгляды Ушинского на школу и просвещение были созвучны настроениям прогрессивной интеллигенции России. Почти в одно время с Ушинским Ф. М. Достоевский писал: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твердо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может. Верую даже, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было...».


Ушинский - великий русский педагог:
Как осуществить распространение образования среди народа
Предпосылки возникновения идеи народности воспитания
Система воспитания в духе русской культуры
Школа, созданная в интересах простого народа
Донести достижения науки до всех и каждого
Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности
Теория и практика педагогической науки