Система воспитания в духе русской культуры

Идея народности воспитания была направлена против влияния на русскую школу образовательных систем западноевропейских стран, влияния, которое шло от стремлений господствующих и привилегированных сословий подражать европейской культуре. Особенно отрицательное влияние на русскую школу оказывала авторитарная немецкая педагогика, пользовавшаяся признанием в официальных министерских кругах. Ушинский убедительно доказывал, что механическое перенесение на русскую почву систем воспитания и обучения, сложившихся в иных исторических условиях, у других народов, принесет скорее вред, нежели пользу.

Во время своих многочисленных поездок в западноевропейские страны К. Д. Ушинский со всей тщательностью изучал педагогические системы большинства этих стран – Германии и Франции, Англии и Италии, Швейцарии и Бельгии – и пришел к выводу о том, что при некотором сходстве каждая из национальных систем имеет свои коренные отличия и особенности, «свою особую цель и свои особые средства к достижению этой цели». «Мы твердо убеждены, – заявлял К. Д. Ушинский, – что в деле общественного воспитания подражание одного народу другому выведет непременно на ложную дорогу».

Выступления Ушинского против слепого подражания и механического перенесения па русскую почву сложившихся у других народов, в других исторических условиях педагогических систем не означали, однако, национальной замкнутости и ограниченности. Напротив, идея народности в педагогической системе Ушинского была направлена и против славянофилов, которые идеализировали патриархальные традиции и обычаи старой России. «Во всяком общественном явлении, кроме исторической, чисто народной и потому неподражаемой стороны, – указывает К. Д. Ушинский, – есть и своя рациональная сторона, отвергать которую только потому, что она высказалась прежде у другого народа, было бы весьма нелогично».

Либеральные деятели в те годы любили разглагольствовать о пользе культуры и просвещения, о прогрессе и образовании, о школах для народа и т. п. Однако эти деятели считали, что высоты культуры не могут быть доступны народным массам. Ушинский разоблачал болтовню этих либеральных деятелей. Он убедительно доказал, что большинство людей, считавших себя причастными к вершинам культуры, в действительности не имеют серьезных умственных интересов, что в «образованном обществе» серьезно говорят о каких угодно пустяках, но только не о науке или просвещении. Ушинский остроумно высмеивал тех, кто кичился своей образованностью и был круглым невеждою в отношении познания своей родины.

«Нам кажется, – иронически замечал Ушинский, – что произошло бы прелюбопытное зрелище, если б произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем, окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях, и если б ставить отметки с той же строгостью, с какой ставятся за границей ученикам первоначальной школы, по сведениям, касающимся их родины; наверно, можно полагать, что полных баллов было бы очень немного, а единицы запестрели бы бесконечными рядами...»


Ушинский - великий русский педагог:
Школа, созданная в интересах простого народа
Донести достижения науки до всех и каждого
Особенности человеческого мышления и способность к логической деятельности
Теория и практика педагогической науки
Почему педагогика и наука и искусство
Каким путём идёт образование
Точно определить цели образования