Состояние образования в России

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно такое святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно дрожит.

К. Д. Ушинский

В конце 50-х годов феодально-крепостнический строй в России переживал острейший кризис. Для всех становилось ясным, что крепостное право является препятствием экономического и культурного прогресса. Назревала революционная ситуация. Со смертью Николая I резко усиливалась оппозиция правительству. Правительство стояло перед необходимостью государственных реформ. Проекты крестьянской реформы готовились в нескольких секретных и несекретных комитетах. Все громче звучали требования преобразований существующей администрации, суда, полиции, системы народного образования.

К этому времени широкого размаха достигло общественно-педагогическое движение. В этом движении обозначилось несколько направлений, каждое из которых выдвигало свои взгляды и требования по вопросам народного образования.

Общественно-педагогическое движение тех лет развивалось в условиях блестящего расцвета науки и искусства, литературы и живописи, музыки и театра, всей русской культуры. Эти годы были периодом небывалого подъема общественной мысли.

Демократическая молодежь, разночинная интеллигенция были охвачены стремлением к творчеству и созиданию. Настроение этой части прогрессивного лагеря хорошо выразил один из представителей революционно-демократического направления в педагогике Н. В. Шелгунов:

«Это было удивительное время, время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у ко; о было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные. Не о сегодняшнем дне шла тут речь, обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых и способных людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов и ученых, имена которых навсегда связывались с историей русского просвещения...»

К. Д. Ушинский горячо и страстно доказывал необходимость школьной реформы на принципах народности. Еще в студенческие годы он увлекался героями французской революции конца XVIII в. Одним из популярнейших лозунгов революционной Франции было требование образования для всего народа: «После хлеба образование является первой потребностью человека».

У К. Д. Ушинского сложилось твердое убеждение в том, что образование и воспитание должны стать важнейшей заботой государства, общества, каждого гражданина. Со школой и воспитанием у него было связано «глубокое и чистосердечное сознание важности и святости дела, которое своим обширным значением если не превосходит, то по крайней мере равняется с самыми высокими государственными делами и реформами».

В 1859 г. Ушинский получает назначение преподавателем словесности и инспектором классов Смольного института.

Смольный институт был основан в 1764 г. по инициативе выдающегося педагога Ивана Ивановича Бецкого под названием «Воспитательное общество благородных девиц». По замыслу И. И. Бецкого Институт благородных девиц должен был положить начало «созданию новой породы людей» через воспитание девочек – будущих матерей семейств, имеющих определяющее влияние на подрастающее поколение. Будущих матерей было решено воспитывать в интернате закрытого типа, где воспитанницы были бы полностью изолированы от «дурных влияний семьи и общества» и их характеры формировались исключительно под влиянием воспитателей.

Идея создания «новой породы людей» была утопичной, и только в первые годы существования Институт благородных девиц вызывал симпатии общества. Его воспитанницы отличались благородством манер, знанием придворного этикета, французского языка. Смольнянки первых выпусков оказались запечатленными в многочисленных портретах романтического стиля таких художников конца XVIII в., как Ф. Рокотов и Д. Левицкий. Однако свое значение Институт утратил очень скоро, и к моменту прихода К. Д. Ушинского он был явным анахронизмом, пережитком прошлого века.

Смольный институт был типичным привилегированным сословным заведением с двумя отделениями, или «половинами», как их называли. В первой, Николаевской («благородной») «половине» обучались и воспитывались дети дворян, сановной знати. Вторая («неблагородная») «половина» именовалась Александровским училищем, в нем обучались и воспитывались девочки из мещанского сословия. В обоих отделениях насчитывалось более семисот девочек в возрасте до восемнадцати – двадцати лет.


Ушинский - великий русский педагог:
Каким было обучение воспитанниц Смольного
Новый инспектор Смольного был необычным для воспитанниц
Новаторство в изучении литературы
Перемены в работе классных дам
Противостояние Ушинского и старого состава преподавателей
Методические статьи в журнале
Гражданское мужество просто зашкаливает