Сущность педагогики как науки в современных условиях

Ушинский состоял членом Педагогического общества, но, находясь за границей, постоянного участия в его заседаниях принимать не мог. Теперь он дважды выступил на его заседаниях. Одно выступление Ушинского было посвящено женскому образованию в европейских странах, другое – теоретическим проблемам педагогической науки.

Ушинский убедительно доказал ограниченность двух главных направлений в женском образовании западноевропейских стран: «немецко-хозяйственного» и «французско-галантерейного». Оба эти направления свидетельствуют о приниженном социальном положении женщины даже в наиболее развитых европейских странах.

Не менее ярким было выступление Ушинского о сущности педагогики как науки. Оп подверг уничтожающей критике вульгарные представления о педагогике как собрании прикладных знаний, как сборнике правил механического применения законов физиологического и психического развития к целям воспитания. Ушинский говорил о совершенно новом понимании педагогической науки, о задачах и перспективах ее развития.

Несмотря на гонения и репрессии, авторитет Ушинского в демократических, общественно-педагогических кругах все более возрастал. И в ведомстве просвещения подумывали о том, как бы использовать его в своих интересах.

В Петербурге поговаривали, что министр просвещения А. В. Головнин высказывался об Ушинском как о человеке высоко талантливом и обладающем незаурядными организаторскими способностями, что министр неоднократно делал Ушинскому предложения по службе.

В то время, когда формировался влиятельный слой чиновной бюрократии, чиновная карьера была заветной мечтой многих. Не Ушинский к этому времени окончательно определил для себя путь, который, по его непоколебимому убеждению, ведет к главной цели всей жизни – сделать как можно более пользы своему отечеству. Он не видел для себя возможности плодотворного сотрудничества с министерством потому, что чиновники этого ведомства, не исключая и министра, заботились главным образом о своей карьере. У них не было никаких педагогических идей и убеждении, они меняли свои взгляды каждый раз, как только чуяли необходимость угодить высшим властям. Примером такого поведения был сам министр А. В. Головнин, над беспринципностью которого Ушинский потешался в письмах к друзьям.

Министр просвещения предлагал Ушинскому издавать «Журнал Министерства народного просвещения» частным образом. Ушинский понял, что это предложение продиктовано стремлением А. В. Головнина использовать его для оправдания и защиты позиций министра перед общественностью, и отказался.

И опять Ушинский был вынужден отправиться за границу. Официально задачей новой командировки считалось составление учебника педагогики для мариинских женских учебных заведений; поездка мотивировалась необходимостью личных контактов автора с европейскими специалистами и учеными.

Для того чтобы составить учебник педагогики для женских учебных заведений, Ушинскому можно было бы и не ездить в Западную Европу. Он свободно читал книги на европейских языках. Что касается личных контактов с учеными специалистами, то они были малоплодотворными. Такой, например, была встреча с немецким физиологом и философом Карлом Фогтом. Встреча состоялась в Женеве. Фогт произвел на Ушинского отталкивающее впечатление. Отдавая должное его анатомическим и физиологическим познаниям, Ушинский заметил чрезмерное самолюбие, ограниченное самодовольство и самоуверенность Фогта. Фогт читал лекцию нескольким детям эмигрантов (менее десяти). При первой встрече с незнакомым ему русским педагогом он стал почему-то жаловаться на низкую оплату лекций, хвастался своими способностями, популярностью. Выходя из аудитории, Ушинский подумал о Фогте: «Ума много, да разума мало».


Ушинский - великий русский педагог:
Жизнь и деятельность в Италии
Великое дело просвещения
Основные принципы педагогики Ушинского
Война России против Германии
Развитие сети народных школ в России
Посвятил себя делу народного просвещения
Характерные черты просветителей