Теория и практика педагогической науки

Научные искания К. Д. Ушинского представляли собой вызов идеалистической философий и церковной идеологии, которые основывались на учении о божественной предопределенности судьбы человека, о неизменности его природы. В трудах К. Д. Ушинского убедительно доказывалось, что сама цивилизация оказывает могущественное влияние на развитие человека, влияние, способное в известных пределах изменять даже его внешний облик. Человек непрерывно развивается под воздействием внешней среды, социальных условий и многих других факторов. Отсюда Ушинский делал вывод о возможности целенаправленного влияния на человека, что составляет одну из главных задач педагогики как науки.

В своем главном научном труде «Педагогическая антропология» Ушинский сделал попытку свести в систему все положительные знания о важнейших закономерностях развития человеческого организма, знания, которые должны составлять основу теории воспитания.

Педагогика, по мысли Ушинского, должна указывать пути разумного построения системы обучения и воспитания, с тем чтобы человек для своего и общественного блага смог развить заложенные в нем от природы способности и проявить их в своей деятельности: «...Человек владеет далеко не всеми силами и способностями, которые скрываются в его нервном организме, только немногие из этой богатой сокровищницы принадлежат собственно человеку, и именно то, что он покорил своему сознанию и своей воле и чем, следовательно, может распоряжаться по своему желанию».

Глубокий гуманистический смысл заключался в выводах Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития и что эти возможности под воздействием науки, воспитания могут быть умножены. Непрерывно совершенствуясь, педагогика способна далеко раздвинуть пределы физических, умственных и нравственных сил человека, способна воспитать характер, «который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Многие из проблем педагогической науки, которые в паше время представляются непреложной истиной, среди педагогов-современников Ушинского вызывали много горячих споров. Так, дискутировался вопрос об отношении педагогической теории к практике обучения и воспитания. Педагоги-теоретики чуждались практики воспитания, считали, что она ничего не может дать теории; с другой стороны, воспитатели-практики полагали, что отвлеченные и умозрительные рассуждения теоретиков не могут быть никаким образом приложены к практической воспитательной деятельности.

В педагогической системе К. Д. Ушинского вопрос о соотношении педагогической теории и практики воспитания нашел блестящее и верное решение. Ушинский указал на органическое единство и неразрывную связь педагогической теории и педагогической практики, каждая из которых в отдельности существовать и развиваться не может. «Пустая, ни на чем не основанная теория, – писал он, – оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт пе может отказаться от мысли».


Ушинский - великий русский педагог:
Почему педагогика и наука и искусство
Каким путём идёт образование
Точно определить цели образования
Особенности классического обучения
Единство образования и науки
Разработка новых методов обучения
Обучение человека – богатство общества