Труд – нравственная основа жизни человека

Ушинский был убежден, что труд лежит в основе нравственности человека, причем труд свободный, озаренный сознанием его жизненной необходимости. Только свободный и личный труд человека имеет нравственное оправдание и оказывает благотворное влияние на него. Такой груд оставляет свои следы даже на внешнем облике человека.

Поясняя эту мысль, Ушинский сравнивал труд крестьянина с торговыми делами купечества, а также занятиями других паразитирующих сословий. При этом симпатии Ушинского были на стороне крестьянина. «Всмотритесь в его физиономию, в его усталые, задумчивые глаза, и вы найдете в них выражение человеческого достоинства, которого напрасно стали бы искать на белом, гладком, румяном, как крымское яблоко, и как атлас, лоснящемся лице сидельца в енотовой шубе, похаживающего около своей лавки. От нечего делать этот сочный господин заигрывает со своим таким же разбухшим соседом: морда толстого кота, выглядывающего в окно той же лавки, глядит разумнее!»

«Есть, – писал Ушинский, – и такие господа, которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в бильярд или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду...»

В основе нравственности лежит труд, создающий материальные и духовные ценности, имеющий целью общественное благо, интересы будущего своей родины. В понимании Ушинского любовь к труду и любовь к родине нераздельны, патриотизм является самым Глубоким нравственным чувством человека.

Патриотическими чувствами было продиктовано требование К. Д. Ушинского ввести в программы общеобразовательных школ изучение истории своей страны, ее языка, литературы, географии, искусства. Изучение истории России обогатит память ученика знанием исторических фактов, оно логически приведет человека к убеждению в том, что его личное счастье, его будущее неразрывно связаны с будущим его страны.

К. Д. Ушинский понимал патриотизм не только как верность воинскому долгу, но и гражданскому, как принцип всей деятельности человека на общественном поприще, руководствуясь которым оп никогда не поступится убеждениями ради личной выгоды и безопасности. «Мы

считаем выражением патриотизма и те проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо».

После отмены крепостного права Россия вступила в период быстрого развития капитализма. Капиталистические предприниматели любили изображать себя «патриотами» и «благодетелями» страны, так как, строя заводы, фабрики, шахты, рудники, железные дороги, они будто бы обеспечивали работой многие тысячи неимущих. Но Ушинский сумел заметить подлинную сущность буржуазного накопительства. Он видел, что в ненасытной жажде прибылей и погоне за капиталами предприниматели хищнически относились к природным богатствам страны, не заботясь о ее завтрашнем дне.

Думая о будущем своей родины, К. Д. Ушинский писал: «Истинный, высокий патриотизм показывается не в одних временных вспышках, но в постоянном образе действий... Будем же так поступать с нашей землею и с нашими лесами, чтобы и дети наши, и внуки не помянули бы нас лихом, не сказали бы, что мы расточили их богатства».

Итак, в поисках идеалов развивающего и воспитывающего обучения Ушинский обращался к моральным и нравственным идеалам народа, ими определялось содержание трудового и патриотического воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского.


Ушинский - великий русский педагог:
Размышления о труде учителя
Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности
Значение специальной педагогической литературы
Прогрессивные идеи устройства обучения в России
Важная взаимосвязь теории и практики в педагогике
Сравнивая медицину и искусство воспитания
Природные богатства страны и связь с трудом