Ученические будни юных гимназистов

Ученические будни Новгород-Северской гимназии с внешней стороны ничем не отличались от жизни провинциальных школ того времени: те же уроки, домашние задания, экзамены, те же шалости и проказы. Иногда шалости принимали такой оборот, что не могли быть не замеченными учителями и осуждались как нарушение правил поведения в гимназии. Разыскивались и наказывались зачинщики: то их оставят без обеда, а то отберут по сапогу у каждого провинившегося и подвергнут гимназическому аресту. Но наказанные таким образом не унывали, особенно если время было теплое: они снимали и второй сапог и босиком отправлялись гулять по окрестностям Новгорода-Северского.

После уроков гимназисты были предоставлены самим себе и, как могли, пользовались этой свободой. Бывший по соседству с гимназией огромный монастырский сад не раз подвергался опустошительным набегам школяров. Во время половодья на прудах устраивались флотилии плотов, сколоченных из досок монастырского забора. Один из современников К. Д. Ушинского вспоминал: «Соседство гимназии с мирной монашеской обителью было во всех отношениях неудобно для последней, и монашествующей братии частенько приходилось быть в неприязненных отношениях с шаловливыми и свободолюбивыми школярами».

Любимым учителем Ушинского и большинства гимназистов был Илья Федорович Тимковский. Питомец Московского университета, став профессором, он до 1812 г. читал в университете курсы истории, всеобщей словесности, российского законоведения. Доктор права и философии И. Ф. Тимковский по состоянию здоровья оставил университет и поселился в имении неподалеку от Новгорода-Северского. В первые годы ученичества Кости Ушинского Тимковский был директором гимназии.

Невозможно было представить ни одного торжественного для гимназии события без Ильи Федоровича, который произносил в актовом зале проникновенные речи о великой гуманистической миссии науки, о роли знания в нравственном прогрессе общества, о радости познания. Илье Федоровичу Тимковскому гимназия была обязана тем, что в ее стенах царила атмосфера благоговейного уважения к науке.

Общим любимцем гимназистов был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Знания, которые он нес в гимназические классы, далеко выходили за предусмотренные казенными программами рамки. Влюбленный в науку, М. Г. Ерофеев заражал этой любовью и своих учеников. Он был противником механической зубрежки хронологии и фактов.

К сожалению, любимые гимназистами учителя оставляли гимназию. Разумеется, не по своей воле. Осенью 1838 г. профессор, доктор права и философии И. Ф. Тимковский распоряжением попечителя Киевского учебного округа Е. Ф. фон Брадке был уволен от должности, а на его место назначен бывший штаб-лекарь А. Боторовский. Такая же участь постигла и учителя истории М. Г. Ерофеева. Будучи прямым и честным, с независимым характером, демократически настроенным человеком, Михаил Гаврилович отказался давать уроки на дому детям заезжей графини, за что и был уволен из гимназии.

Биографы Ушинского, скрупулезно изучая педагогический состав Новгород-Северской гимназии и правильно указывая на благотворное влияние на гимназистов таких педагогов, как И. Ф. Тимковский и М. Г. Ерофеев, к сожалению, не обратили внимания на очень важное для формирования личности будущего великого педагога обстоятельство – на природное окружение Новгорода-Северского. Позднее на это указал сам Ушинский.

«...Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

К. Д. Ушинский не раз мысленно обращался к годам обучения в гимназии, и среди образов, которые бережно хранила его память, важное место занимала природа Новгорода-Северского, раскинувшегося на берегах красавицы Десны.


Ушинский - великий русский педагог:
Любимый предмет гимназиста
Мечты Ушинского об университете
Юноша поступает в Московский университет
Один из лучших студентов
Неутолимая жажда знания выделяла его среди других
Уроки студенческих лет
Ушинский ведёт дневник