Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности

Учителя нельзя заменить никакими книгами и учебниками, никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо, помимо знаний, он передает детям частицу своей души, направляет их духовное развитие. Настоящий учитель в процессе обучения стремится «показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества».

Размышляя о деятельности учителя, Ушинский приходил к выводу, что учителем может быть далеко не всякий человек. Для этого недостаточно одного желания быть учителем, нужно обладать еще и определенными качествами.

«Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания человека и воспитания детей, – писал Ушинский. – Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакой привычкою, укоренившейся глубоко и потому бессознательной; только тот, кто не торгуется с самим собой и готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, – только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других».

Но если учителем может быть только человек, обладающий редкими личностными качествами и дарованиями, если воспитание является сложнейшим из искусств, а обучение всего лишь средством воспитания, то можно ли стать учителем по профессии? И правомерно ли вообще говорить о профессии учителя? Может быть, учителем можно только родиться?

Да, говорил Ушинский, многие из тех качеств, которые свойственны педагогу, могут ярко проявиться как дарование и талант. Однако если во всех других областях человеческой деятельности таланты и дарования сравнительно не часты, то таланты воспитательские встречаются и того реже. И если общество ставит целью просвещение и образование всех своих граждан, то оно не может рассчитывать только па природные дарования. Педагогическая наука дает возможность и средства вооружить каждого системой педагогических знаний, достаточных для того, чтобы с успехом выполнять роль учителя и наставника. К. Д. Ушинский считал, что «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями».

При этом Ушинский был далек от мысли, что способности есть нечто неизменное, нечто такое, что раз и навсегда дается человеку природой и что невозможно приобрести и нельзя утратить. Через все педагогические труды Ушинского проходит мысль о том, что как природные способности человека, так и приобретенные подлежат развитию и совершенствованию.

Ушинский мечтал о том времени, когда в России будут созданы факультеты для подготовки учителей и воспитателей. Без специальной педагогической подготовки, считал оп, педагогическая деятельность совершенно невозможна. Ушинский намечал программу широкой и разносторонней подготовки учителей начальной ступени обучения. «Сведения учителя народной школы, – писал К. Д. Ушинский, – должны быть очень разнообразны». Он должен иметь познания и в грамматике, и в географии, и в истории, и в естественных науках, в медицине и в сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. «Тогда только он будет в состоянии сообщать ученикам свои сведения, необходимые или полезные для них в жизни».

Если профессиональная подготовка учителя осуществляется правильно, то и после педагогического факультета образование учителя не заканчивается, оно продолжается, в течение всей его деятельности как наставника.


Ушинский - великий русский педагог:
Значение специальной педагогической литературы
Прогрессивные идеи устройства обучения в России
Важная взаимосвязь теории и практики в педагогике
Сравнивая медицину и искусство воспитания
Природные богатства страны и связь с трудом
Если вспомнить жизнь римского гражданина
Жизнь и деятельность великого педагога