Важнейшее значение народного образования

В письмах «Педагогическая поездка по Швейцарии» Ушинский ставил вопросы о том, кто и с какой целью борется за школу, какое место в этой борьбе должен занимать учитель. Опыт Швейцарии на эти вопросы отвечал с полной ясностью:

«Учебное сословие, с одной стороны, само принимало деятельное участие в этой борьбе, а с другой – народное образование было самой оживленной ее ареной для людей всех сословий и всех партий, потому что теперь уже все партии понимали его важное значение и, действуя через школы на юные поколения, желали проложить своим стремлениям дорогу в будущем. ...Многие из теперешних знаменитых швейцарских педагогов, стоящих во главе народного воспитания, и в особенности во главе учительских семинарий, сами не только были свидетелями всей этой борьбы, но и принимали в ней деятельное участие...»

Таким образом, в то время когда в России в Министерстве народного просвещения шла нескончаемая, бесплодная бюрократическая возня с проектами реформы школьного дела, Ушинский обращался непосредственно к учителям и говорил: только в борьбе народа за социальные в гражданские преобразования демократическая школа может обрести прочную основу своего существования. Долг каждого учителя – принимать участие в борьбе за школу и просвещение на стороне народа.

Тот факт, что учителя России – современники К. Д. Ушинского – в массе своей не смогли сделать такого вывода и практических шагов претворения его в жизнь, не умаляет исторической и социальной прозорливости автора «Педагогической поездки по Швейцарии».

Однако учитель, кроме гражданского долга, имеет еще и долг профессиональный. Вот уже несколько лет К. Д. Ушинский вынашивал планы «педагогического вооружения» народного учительства России. С первых же дней заграничной поездки он принялся за осуществление замысла, который родился у него еще во время работы в Гатчинском сиротском институте, когда он набрасывал «План книги, долженствующей иметь 25 изданий».

Над этой книгой он напряженно работал в течение всего 1863 года. Относясь в себе взыскательно и строго, он вновь и вновь переделывает готовые материалы. «Переделываю слегка русские сказки и немецкие рассказы на лад русских сказок, – сообщал он одному из своих соратников. – Действительно, иные русские сказки – просто прелесть! Поэзии и здорового юмора – бездна! Я только теперь разнюхал, что это за сокровище для детской литературы».

Авторским замыслом предусматривались три части книги для первоначального обучения детей: «Букварь», «Упражнения в мышлении, чтении и письме», «Хрестоматия». Самое важное значение имела вторая часть, в которой педагогический гений Ушинского сумел последовательно реализовать идею развивающего обучения, слить воедино процесс непосредственных наблюдений ребенка над окружающим миром, реальными предметами, событиями, явлениями действительности с процессом обучения родному языку.

И вот вышло в свет «Родное слово». Успех превзошел ожидания автора. Не двадцать пять, а сто сорок шесть изданий выдержала эта книга в течение полувека!

Не только в России, но и во всей мировой педагогической литературе до того ни одна учебная книга не имела такого блестящего успеха: в среднем почти каждый год выходило по три издания «Родного слова», и такое интенсивное печатание продолжалось в течение пятидесяти лет.

Ушинский решительно отвергал господствовавший в то время буквослагательный метод при обучении грамоте и чтению. Его книга строилась па звуковом методе, который быстро доказал свое превосходство и был принят учительством. Несмотря на недовольство царских чиновников, «Родное слово» являлось одной из самых распространенных учебных книг в России вплоть до Октябрьской революции. А важнейшие принципы построения методики обучения родному языку, разработанные К. Д. Ушинским, сохраняют свое значение и в наши дни.

Февраль 1864 г. – Ушинский объезжает Южную Францию, в марте он болен и работает лежа в постели. В мае он опять едет для изучения учебных заведений в Бельгию; эта поездка оканчивается болезнью. В день окончания командировки, 24 апреля, Ушинский сообщает начальству о том, что болезнь мешает ему явиться в Петербург, и просит разрешения представить отчет несколько позднее.

По окончании второго года заграничной командировки Ушинский едет в Петербург с тайной надеждой на то, что ему предоставят возможность вернуться к педагогической деятельности. В Петербурге он встречается с педагогами, бывает в редакциях журналов, интересуется делами Министерства просвещения, принимает участие в работе Педагогического общества.

Педагогическое общество в Петербурге в 60-е годы играло важную роль в распространении просветительских идей, часто шедших вразрез с официальным курсом правительства в области просвещения.


Ушинский - великий русский педагог:
Сущность педагогики как науки в современных условиях
Жизнь и деятельность в Италии
Великое дело просвещения
Основные принципы педагогики Ушинского
Война России против Германии
Развитие сети народных школ в России
Посвятил себя делу народного просвещения