Важно обучение труду с детства

При разработке своей педагогической системы К. Д. Ушинский не выдумывал идеалов нравственного воспитания. Их он искал и находил в народных идеалах, в народных понятиях о морали, в народных представлениях о нравственных нормах поведения человека. В качестве основы и конечной цели всей деятельности учителя-наставника он выдвинул принцип воспитания нравственности в труде и для труда. «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда, – говорит он, – вот полное определение цели педагогической деятельности».

В понимании Ушинского, труд неотделим от нравственности, он лежит в основе морали, им определяется честь, нравственное достоинство и счастье человека. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». Наслаждения порхают вокруг светоча труда – лампады; «как золотые мотыльки, привлекаемые светом, и чем ярче горит она, тем больше их толпится, но потушите ее, и эти золотые мотыльки превратятся в хищных птиц, которые мигом расхватают все сокровища сердца и оставят его на жертву пустоте и отчаянию».

Если воспитание желает счастья человеку, говорил Ушинский, то оно должно готовить его с первых шагов обучения к труду. Но в условиях тогдашней школы трудовое воспитание оказывалось сложной проблемой. К середине XIX в. появилось немало педагогических теорий, ставивших задачу чуть ли не совсем освободить ученика от труда, построить обучение так, чтобы ученику предлагались знания только в интересной и увлекательной для него форме. К. Д. Ушинский, отвергая старые методы обучения, вместе с тем предостерегал от «развлекательной и потешающей» педагогики, лишенной главной .нравственной основы. «Шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

Ушинский говорил, что умственный труд для человека тяжелее, чем физический, и развивать в учениках способность к умственному труду следует постепенно на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Учитель-наставник не только внушает ученику уважение к труду, но вместе с тем помогает ему выработать привычку переносить напряжение умственного труда, дает возможность испытывать наслаждение, связанное с преодолением затруднений в самостоятельной умственной работе. Наставник меньше учит, а больше помогает учиться. В процессе обучения он оставляет на долю ученика «ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы», организует дело так, чтобы умственные занятия чередовались с посильными для ученика видами физического труда.

«Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу».


Ушинский - великий русский педагог:
Труд – нравственная основа жизни человека
Размышления о труде учителя
Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности
Значение специальной педагогической литературы
Прогрессивные идеи устройства обучения в России
Важная взаимосвязь теории и практики в педагогике
Сравнивая медицину и искусство воспитания