Великое дело просвещения

Что воздух для животного, то родина для человека, хотя бы эта родина была закрыта петербургскими туманами, тонула в петербургских болотах и хотя бы в этих болотах водились гады, подобные Гречулевичам.

Из письма К. Д. Ушинского

От первого и до последнего дня вынужденного пребывания за границей Ушинского не покидало чувство тоски по родине. Ни ландшафты женевского приозерья, ни роскошная природа Италии не могли отвлечь его от мыслей о далекой России, любовь к которой здесь чувствовалась с особенной остротой. Чувства эти порой выливались в поэтические строфы:

Скиталец невольный средь теплых полей, Грущу я по Родине хладной моей: По нашим глубоким снегам, По нашим сосновым лесам. Прекрасно здесь море и горы чудесны, И свет здесь прекрасен небесный, Природа ж куда хороша! Но стонет и поет степная душа!

Иногда Ушинскому начинало казаться, что произойдет нечто непредвиденное, и ему нельзя будет возвратиться в Россию. Прошло немногим более года, как Ушинский впервые оставил Петербург, а он уже писал Л. Н. Модзалевскому: «Страшно становится, как подумаешь, что через год или два и остальные тоненькие связи мои с Русью порвутся, и я останусь где-нибудь в Ницце или Женеве».

Изо дня в день наблюдая нравы, обычаи и порядки буржуазной Швейцарии, Ушинский все более убеждался в том, что у буржуа много показной учтивости и лицемерия и слишком мало гуманистических устремлений. Здесь все преклоняются перед богатством, денежным мешком, здесь все подчинено купле-продаже. И школа служит интересам буржуазии, а народу достаются только жалкие крохи элементарной грамоты.

К середине 60-х годов возвращение Ушинского в Россию с семьей становилось делом неотложным: подрастали дети, нужно было думать о том, какое образование им дать в своей стране.

В семье Ушинского было шестеро детей – три мальчика и три девочки. Старший сын Павел родился в 1852 г., младшая дочь Ольга родилась в ноябре 1867 г. Воспитание детей для Ушинского было первой и главной заботой как отца семейства. Первоначальное образование дети получали в семье под руководством отца.

Весной 1867 г. К. Д. Ушинский приезжает в Петербург, чтобы определить в учебные заведения старших детей. Теперь он, если и выезжает за границу, то исключительно для лечения.

Возвращение Ушинского в столицу совпало с усилением реакции, которая после 1866 г. (покушение Каракозова на Александра II) обрушилась на все демократические и прогрессивные силы страны. Наступление реакции шло по всем линиям. На посту министра просвещения А. В. Головнина сменил граф Д. А. Толстой. Ушинский знал Д. А. Толстого как крайнего реакционера и бюрократа, от которого педагоги не могли ожидать поддержки своим просветительским начинаниям. Еще в мае 1866 г., обмениваясь новостями с Л. Н. Модзалевским, Ушинский замечал: «Я полагаю, что гр. Толстой сильно не любит всякой педагогики и что придет на нее гонение».

Опасения Ушинского подтвердились. С назначением на пост министра народного просвещения графа Д. А. Толстого началась подготовка контрреформ в области школы, науки и просвещения. Контрреформы имели своей целью отменить большинство прогрессивных преобразований, которые произошли в области культуры в период общественного подъема конца 50-х – начала 60-х годов.

В 1866 г. книга Ушинского «Родное слово» была исключена из списка рекомендованных министерством учебников для школ. Как сообщили об этом Ушинскому, новый министр, просматривая списки учебной литературы, рядом с «Родным словом» сделал пометку: «вредная книга». На запрос автора в министерство был получен уклончивый ответ, будто министр такого замечания о книге «Родное слово» не делал и не имел прямого отношения к исключению «Родного слова» из списков учебной литературы. Однако в следующем, 1867 г. из списков учебных книг для общеобразовательных школ Министерством просвещения была исключена и другая книга Ушинского – «Детский мир».


Ушинский - великий русский педагог:
Основные принципы педагогики Ушинского
Война России против Германии
Развитие сети народных школ в России
Посвятил себя делу народного просвещения
Характерные черты просветителей
Развитое общество – успешное образование
Как осуществить распространение образования среди народа